Папки-передвижки

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Юлия Поддубова
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Самостоятельность — необходимое и ценное качество, которое в течение жизни не раз пригодится ребенку. Уже к полутора годам у малыша возникает стремление к самостоятельности, когда на предложение родителей помочь в чем-то он отвечает: «Нет! Я сам!» Проявление самостоятельности у детей является естественным проявлением стремления к личностному развитию. Необходима постоянная поддержка инициативы самостоятельности детей, боле того, на этой платформе можно выстраивать доверительные взаимоотношения.

Публикация «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Большинство родителей, чтобы ускорить процесс сбора на прогулку, из-за сомнений в возможностях ребенка и по разным другим причинам стремятся сделать все за него. Таким образом, родители вредят своему малышу, так как лишают его проявления самостоятельности, подрывают веру в собственные силы, приучают к тому, что другие сделают все за него. Действительно, в самом раннем возрасте ребенок довольно сильно связан с родителями, он даже психологически не отделяет себя от них, но с течением времени, а именно когда у него развивается речь и совершенствуется предметная деятельность, малыш постепенно начинает отдаляться от мамы и папы. Естественно, что даже в это время он не может полностью себя обслуживать и нуждается в родительской поддержке, в объяснении всех жизненных моментов. Теперь ребенок все чаще употребляет местоимение «Я», собственное имя для него становится более значимым, а после двух лет он все чаще говорит: «Я сам!» Если родители правильно воспользуются таким его стремлением к самостоятельности, то уже на втором году жизни смогут научить ребенка элементарным действиям: одеваться-раздеваться, умываться.

Основная ошибка родителей в воспитании детской самостоятельности заключается в повышенной опеке над ребенком и самоустранении от поддержки его действий. Формирование самостоятельности у детей младшего возраста следует начинать с поощрения любых проявленных инициатив. В основе успеха лежит поддержка инициативы самостоятельности у детей дошкольного возраста в любых делах, действиях и поступках.

Если родители станут подавлять стремление своего ребенка к самостоятельности, это может привести к определенным осложнениям в их отношениях. Развитие инициативы самостоятельности у детей дошкольного возраста часто сталкивается с различными подводными камнями. Взрослые должны быть готовы к таким периодам в жизни ребенка, так как конфликты, развивающиеся у него внутри, могут найти довольно бурный выход (в истериках, капризах, отрицании родителей и др.). Первый вид протеста против родителей — это негативизм. В данном случае ребенок не просто не слушается и не выполняет просьбы взрослых, а стремится все делать наоборот. Далее такое поведение перерастает в упрямство (важно не перепутать его с настойчивостью). Когда ребенок упрямится, то настаивает на своем лишь потому, что ему так хочется. Еще в характере проявляется строптивость. Малыш отрицает все, что он делал ранее, протест направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни. Развивается своеволие, когда ребенок все хочет делать сам, отвергает помощь взрослых и добивается самостоятельности даже в тех сферах, в которых еще мало что понимает и умеет. Может также наблюдаться бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. В таком случае ребенок постоянно вступает в конфликты с взрослыми, ведет себя по отношению к ним агрессивно, в его речи проскальзывают бранные слова в адрес родителей. Меняется отношение ребенка к игрушкам, он может начать замахиваться на них, отказываться играть с ними, как будто они живые.

Если вы заметили, что ваш малыш стремится к самостоятельности, то перед вами встает вопрос: а что же может делать мой ребенок сам, а для чего он еще мал? Воспитание детей младшего возраста к самостоятельности самообслуживания является важнейшим шагом в подготовке малыша к садику и школе.

Сфера деятельности таких деток совершенно различна и многообразна, воспитание самостоятельности у детей раннего возраста можно начинать с таких сфер, как:

самостоятельно одеваться и раздеваться;

пользоваться ложкой и вилкой;

помогать взрослым, выполняя простые поручения: например, помогать накрывать на стол, убирать грязную посуду;

наводить порядок в комнате, убирать за собой одежду и игрушки.

Естественно, что навыки самообслуживания не возникают сами по себе, поначалу ребенку потребуется помощь взрослых. Проводя развитие самостоятельности у детей раннего возраста, именно они должны создать определенные условия для проявления самостоятельности. Какие, спросите вы? Например, можно обустроить малышу вешалки для одежды и полотенец на удобном для его роста уровне, выделить определенное место для хранения его туалетных принадлежностей, игрушек.

Встречаются и такие случаи, когда ребенок не проявляет стремления к самостоятельной деятельности. Что же делать родителям в таком случае?

В данной ситуации взрослым придется проявлять большую строгость в воспитательном процессе. Естественно, что в таком возрасте всякое обучение должно происходить в игровой форме, но нужно еще и правильно подобрать время для этого. Утром, когда все спешат, лучше воздержаться от процесса обучения, а вот после обеда уже можно ненавязчиво, в игре, начинать учить ребенка завязывать шнурки, застегивать пуговички, мыть посуду и пр. Но тут тоже стоит следить, чтобы у малыша не закреплялись плохие привычки, например медлительность. Если вы видите, что ребенок долго одевается, то не нужно хвататься и одевать его, можно просто подойти к нему и мягко поторопить его, но только словесно. Ребенок вскоре сам придет к пониманию, что если он медленно одевается, то у него остается меньше времени на игру во дворе. Если же мама начинает кричать и ругаться, а тем более угрожает и запугивает, то малыш, боясь сделать что-то неправильно или медленно, тем самым еще больше затягивает процесс сборов. И естественно, что такой метод не пойдет на пользу отношениям «мама-ребенок». В данном случае лучше выбрать метод сотрудничества, он будет более действенным.

Как приучить ребенка к самостоятельности, если он её проявляет: как привить навыки

Еще одно немаловажное правило того, как привить ребенку самостоятельность : взрослые не должны высмеивать малыша, если он проявил признаки несамостоятельности в присутствии постороннего человека, при незнакомых ему обстоятельствах. Таким образом у ребенка формируется негативное восприятие себя, он начинает думать, что его никто не любит, а это никоим образом не поможет развитию у него самостоятельности. Наоборот, лучше поддержать малыша, поддержать каждую его попытку, помочь ему словесно и физически, и тогда в следующий раз то, что у него не получилось сегодня, получится гораздо лучше, а со временем ребенок уже сможет совершать это действие сам.

Также родителям стоит постепенно увеличивать нагрузку, с которой малыш сможет справиться. Перед тем как приучить ребенка к самостоятельности, важно четко определить сферы и границы данного аспекта воспитания.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 11:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Поддубова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД