Марина музафарова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжая тему развития речи (развитие мелкой моторики рук) и следуя требованиям ФГОС ДО, где основные ориентиры, реализации цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста может без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу, представителями общества.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет правильных образцов, ничто не сковывает ребенка.
Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)
Использование игровых технологий в нашей группе на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи, так как в наша группа комбинированной направленности с речевыми нарушениями детей. Игровые технологии, используемые в нашей группе это :
- пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, «пальчиковый театр». Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров;
-используемые в подвижных играх зазывалки, «выручалочки» формируют четкость, ритмичность произношения, вносящие элемент занимательности и дополнительный речевой материал, вызывает эмоциональный отклик у детей;
-в сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, игры в корреспондентов - телерепортёров помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно;
- в процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют зна-ния в практических действиях не с предметами, а с изображением на кар-тинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки;
- хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями;
- игры – драматизации, разные виды театральных игр способствуют развитию речевой активности, которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности;
- дидактические игры, позволяющие приобщать детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
В этом учебном году в нашем детском саду реализуется задача: «Развитие речи детей». И я совместно с родителями изготовила два лепбука «времена года», «развитие речи», которые направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь). Данные пособия активно использую в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
Так же подготовила дидактические игры по сборникам Нищевой Н В «играйка», «собирайка».
Собрала сборник «режиссёрские игры».
Несомненно, дидактические игры и методические пособия «Лэпбук» являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.