Светлана Шишова
Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебный мир звуков и букв».
Основная образовательная область «Познание»
Цели: - выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год;
интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
-совершенствовать пространственные ориентировки.
-закрепить умение работать с таблицами – схемами для развития связной речи детей.
Публикация «Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
-развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Задачи: -совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа;
-упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений;
-развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику;
воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
«Дерево», на котором висят карточки с изображением букв А, О, Р, М, К, Ш,А; картинки для составления предложений; - звуковые линеечки, раздаточный материал для звукового анализа; пластилин, листы картона, дощечки для лепки.
Ход занятия:
Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы. Говорим всегда красиво, четко и неторопливо. Вспомним обязательно, все, что узнали на занятиях.
Сегодня мы будем работать и играть с этим необычным деревом. Не листочки на нем, не цветочки на нем. А что? Буквы.
Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание. В конце занятия мы составим слово из этих букв и прочитаем (РОМАШКА).
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Вспомните, какие бывают звуки? Гласные и согласные.
Гласные тянутся в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Покажите, какими значками мы обозначаем гласные звуки.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Покажите, какими значками мы обозначаем согласные звуки.
Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева. Много букв на дереве. Справитесь ли вы со всеми их заданиями? Тогда начинаем.
Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.
БУКВА «Р»
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
Большой – Маленький
Мягкий – Твердый
Жара – Холод
Тяжелый – Легкий
Светлый – Темный
Ложиться – Встать
Грязный – Чистый
Говорить – Молчать
Добро – Зло
БУКВА «О»
Дидактическая игра «Назови три слова»
Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.
Мебель - стул. стол. шкаф.
Животные – кошка. собака. дельфин
Одежда – куртка. шапка. кофта.
Растения – тюльпан. роза. герань.
Продукты питания – хлеб. молоко. сметана.
Транспорт – автобус. троллейбус. самолет.
БУКВА «М»
Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.
Стул – много стульев. Машина – много машин.
Тюльпан – много тюльпанов. Стол – много столов. Яблоко – много яблок. Кот – много котов.
Дом – много домов.
БУКВА «А»
Дидактическое упражнение «Сколько слогов»
Воспитатель показывает картинку с предметом, дети угадывают сколько слогов в каждом слове: Лото, лиса, кукла, мяч, кубики, машина. Каким словом можно назвать все эти предметы? Игрушки.
Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит»
(с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
(Изображать, как медведь достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
(Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)
А пчелы налетают, сердятся,
Жужжат, медведя прогоняют.
( Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т. п.)
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка!
(Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
(Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
(Сесть на место, положить руки под щеку.)
Дидактическое упражнение «Чисто говорка»
Ребята, давайте вспомним «чисто говорки», которые мы с вами учили в течении года:
Как хороши наши малыши. Шапка да шубка, вот и вся мишутка.
Жук жужжит жуку, жу-жу я с ежом давно дружу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лю-лю-лю – маму милую люблю.
БУКВА «К»
Дидактическое упражнение «Найди звук»
Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.
В шалаше шуршат мыши.
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
На горе Арарат растет красный виноград.
БУКВА «А»
Дидактическое упражнение «Найди место звука в слове»
Работа со звуковыми линеечками.
Машина, дом, муха, компот, шум, маска, мышка, лампа, молоко.
Лепка «Вылепи какую хочешь букву»
Детям предлагается вылепить из пластилина любую букву, используя приемы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т. п. После окончания работы дети прижимают буквы к листкам картона и забирают свои работы домой.
Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками родного языка.