Айталина Кычкина
Развитие речи в средней группе детского сада в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в средней группе детского сада, ощутила потребность в речевой подготовке своих воспитанников так как именно в этом возрасте активно развивается речевая функция, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи и грамматически правильного построения предложений. Проблема развития речи является одной из актуальных проблем в наше время. Речь тесно связана с мышлением, социальным взаимодействием и познавательной деятельностью детей. Организация речевой деятельности в режимных моментах позволяет развивать речь в игровой и непринуждённой форме.
Общие принципы организации работы
Интеграция речевых упражнений в ежедневные режимные моменты.
Публикация «Развитие речи в средней группе детского сада в режимных моментах» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Режимные моменты в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Использование игровой формы, чтобы поддерживать интерес детей.
Учёт возрастных особенностей: акцент на звуковую культуру речи, расширение словарного запаса, формирование связной речи.
Регулярное повторение и закрепление материала.
Утренний приём и сбор детей
Цель: развитие диалогической речи, активизация словаря.
Приветственные диалоги с воспитателем: "Как ты сегодня проснулся? Что тебе снилось?"
Игры:"Кто что делает?" (воспитатель называет действие, ребенок называет, кто его выполняет: "Кто летает?" – "Птица").
"Скажи по-другому" (замена слов на синонимы или описания: вместо "утро" – "время, когда просыпаемся").
Индивидуальная работа с детьми: повторение звуков, слов или фраз.
Утренние гимнастика и зарядка
Цель: сочетание двигательной активности с речевым развитием.
Использование речевых сопровождений к движениям: "Раз-два-три, к солнцу руки подними!""Мы идем на поле с травкой, там поют все птички ярко".
Артикуляционные разминки:"Подуй на цветок" (имитация дуновения на воображаемый цветок)."Солнышко светит" (вытягивание губ в улыбку, затем округление).
Игры на координацию речи и движений: "Повтори за мной" (воспитатель показывает движение и сопровождает его словом).
Завтрак
Цель: развитие навыков описания и объяснения.
Вопросы:"Какой вкус у каши?","Что ты видишь на своем столе?"
Игра "Назови лишнее": воспитатель перечисляет слова, одно из которых лишнее, например: "Суп, каша, ложка".
Стихи и рифмовки о еде (например: "Каша, каша, вкусная, горячая!").
Прогулка
Цель: развитие наблюдательности, активизация словаря.
Беседы о природе:"Какая сегодня погода?", "Что растет на нашем участке?"
Игры:"Кто быстрее подберет слово?" (называет слова, связанные с прогулкой: "Дерево – высокое, трава – зеленая").
"Назови и покажи" (ребенок описывает предметы, которые видит, или действия, которые выполняет).
Проговаривание действий:"Мы идем – топ-топ, а теперь прыжок!". "Листик падает – летит, как бабочка, кружит".
Обед
Цель: развитие монологической речи и культурного общения.
Тематические беседы:"Какие блюда мы едим на обед?","Что полезного в супе и овощах?"
Повторение вежливых фраз:"Передай, пожалуйста, хлеб". "Спасибо за суп, он был вкусный".
Чтение коротких рифмовок про еду:"Вилка, ложка и тарелка –
На столе они друзья,
Будет вкусный суп с котлеткой,
Скучать нам за столом нельзя!"
Тихий час
Цель: развитие слухового внимания и воображения.
Чтение сказок или рассказов с акцентом на интонацию и выразительность.
Вопросы по содержанию:"Как ты думаешь, что произойдет дальше?","Кто был главным героем?"
Успокаивающие речевые игры:"Повтори шепотом" (воспитатель говорит фразу тихо, дети повторяют)."Сонный ветерок" (дети дуют на ладони, имитируя ветерок).
Полдник
Цель: развитие логического мышления и речевых навыков.
Игра "Скажи, что было раньше?" (называются действия, дети определяют их последовательность).
Загадки о предметах на столе:"Красный, сладкий, круглый – что это?" (яблоко).
Упражнения на описание предметов:"Расскажи, какого цвета чайник, какой он формы".
Вечерняя прогулка и подготовка к уходу домой
Цель: закрепление активного словаря, развитие связной речи.
Итоговые беседы:"Что тебе больше всего понравилось сегодня?","О чем ты расскажешь маме?"
Игры:"Придумай конец истории" (воспитатель начинает фразу, дети придумывают продолжение). "Кто заметил больше?" (обсуждение, что интересного увидели на прогулке).
Чтение и обсуждение коротких рассказов.
Дополнительно можно использовать речевые упражнения в переходах между моментами. Например, проговаривать действия: "Мы идем в группу – шагаем ножками",ежедневно использовать скороговорки и рифмовки:
"Лежит ежик на дорожке,
Рядом ежик и картошка".
Такой план позволит естественным образом включить развитие речи в повседневную жизнь детей.