Анастасия Прокопович
Развитие речи в подготовительной группе «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.
Задачи:
• расширять словарь по теме;
• формировать обобщающее понятие «овощи»;
• учить образовывать относительные прилагательные;
• закреплять употребление в речи предлогов «в», «на»;
• развивать внимание, мышление, общую моторику.
Публикация «Развитие речи в подготовительной группе „Овощи“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование: игрушка мышка; муляжи овощей (помидор, огурец, картофель, морковь, кабачок, капуста, баклажан, лук, чеснок, свёкла); мультимедийный проектор, ноутбук.
Компьютерные средства обучения: мультимедийная презентация «Овощи».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
-Ребята, какое сейчас время года? (Осень.) Что осенью делают люди? (Собирают урожай.) Урожай чего собирают люди? (Урожай овощей.) Где растут овощи? (В огороде, на грядке.)
II. Основная часть.
1. Упражнение «Что растёт в огороде?»
-Посмотрите, сегодня к нам в гости пришла мышка. У нее тоже свой огород. Послушайте, какие овощи растут в огороде у нашего гостя.
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры.)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок… (Кабачок)
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать (Картошку.)
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста.)
Щёки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска.)
-О чем были загадки? (Об овощах.)
2. Дидактическая игра «Найди такой же овощ». А. По форме.
Педагог показывает детям круг и предлагает выбрать из набора муляжей овощи, похожие по форме на круг (помидор, капусту, редис). При этом уточняет форму каждого овоща с помощью вопросов.
Какая капуста по форме? (Капуста круглая.) Какой редис по форме? (Редис круглый.)
Аналогично рассматриваются овощи овальной формы. Б. По цвету.
Педагог показывает детям полоску зеленого цвета. Дети выбирают капусту, огурец. С помощью вопросов закрепляется название цвета.
Какая капуста по цвету? (Капуста зеленая.) И т. д.
Аналогично рассматриваются овощи оранжевого и красного цвета. В. По форме и цвету.
Педагог показывает детям схему, на которой изображены круг и полоска зеленого цвета и задает вопрос.
Капуста какая? (Капуста круглая, зеленая.)
Аналогично рассматриваются другие сочетания — круг и полоска красного цвета, овал и полоска зеленого цвета и т. д.
3. Упражнение «Собираем урожай».
-Как убирают картофель (морковь, лук, чеснок, кабачки, баклажаны, капусту, помидоры, огурцы, свёклу и т. д.? (Картофель выкапывают. Помидоры, огурцы, кабачки, баклажаны срывают. Лук, чеснок, морковь, свёклу выдёргивают. Капусту срезают. И т. д.)
4. Физминутка «Овощи».
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
5. Упражнение «Подбери признак».
-Морковь (репа, редиска, капуста) — (какая) — вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая.
-Огурец (помидор, картофель, кабачок) — (какой) — хрустящий, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький.
6. Упражнение «Из чего — какой?»
-Что сварила мышка из овощей? (Суп, пюре.) Какой суп получился из капусты (свёклы, лука? Какое пюре получилось из картофеля?
-Что мышка выжала из овощей? (Сок.) Какой сок получился из моркови (огурца, томата?
-Что ещё можно приготовить из овощей? (Запеканку, икру, рагу, салат.) Какая запеканка получится из моркови? Какая икра получится из кабачков? Какое рагу получится из овощей? И т. д.
III. Итог занятия.
Повторить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.