Алина Прохорова
Развитие речи у детей с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим показателем всестороннего и полноценного развития ребенка является речь и сам процесс овладение речью. Возможности познания окружающего мира и общения с окружающей действительностью зависят от богатства и правильности речи ребенка. Поэтому так важно предупреждать и исправлять различные нарушения с целью своевременного формирования речи детей, чистоты и правильности высказываний. Серьезные сложности в освоении речи испытывают дети с синдромом Дауна.
Публикация «Развитие речи у детей с синдромом Дауна» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
Их отличительная особенность заключается в том, что они лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Отсутствие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики у них определяется следующими характеристиками развития : отсутствие инициативы в общении с взрослым, игнорирование или отказ от совместных действий, трудности в адаптации в новых условиях, неустойчивый зрительный контакт, слабое подражание действиям взрослого, активная речь выражена простыми вокализациями и элементарной фразовой речью.
Специфические отклонения в развитии внимания, памяти и нарушение слуха приводят к несформированности всех компонентов языковой системы ребенка с синдромом Дауна. Важнейшим условием развития детей с синдромом Дауна является их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Кроме того, дети с синдромом Дауна нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, пассивность.
На речь детей с синдромом Дауна влияют
• особенности анатомического строения речевого аппарата,
• нейрофизиологические и медицинские факторы,
• особенности познавательной сферы.
Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Предлагаемые рекомендации и упражнения позволят подготовить почву для развития навыков разговорной речи.
1. Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, получение навыков речевого дыхания. Занимаясь с ребёнком понемногу с самого рождения, делая это на фоне ярких эмоций, вы сможете компенсировать природные дефекты ребёнка с синдромом Дауна и улучшить качество произносимых слов.
2. Лепет является основополагающим умением для развития речи, он укрепляет механизмы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребёнок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормальных детей, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых.
3. Следующий шаг после лепета - развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей и воспитателей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию - это ключ к дальнейшему обучению.
4. Развитие имитационных способностей начинается с подражания простым действиям взрослого.
• Для этого посадите ребёнка за стол или на детский стульчик. Сядьте напротив него. Убедитесь, что между вами есть зрительный контакт.
• Скажите: «Постучи по столу!»
• Продемонстрируйте действие и скажите в определё нном ритме: «Тук, тук, тук».
Если ребёнок реагирует, пусть даже слабо (возможно, сначала только одной рукой, порадуйтесь, похвалите его и повторите упражнение ещё два раза.
Если ребёнок не реагирует, возьмите его за руки, покажите, как нужно стучать, и скажите: «Тук-тук-тук».
• Когда ребёнок этим овладеет, можно использовать другие движения, например топанье ногами, размахивание руками и т. п.
• По мере развития подражательных способностей основные упражнения могут быть дополнены пальчиковыми играми с простыми рифмовками.
• Не следует повторять одно и то же движение более трёх раз, так как оно может надоесть малышу. Лучше возвращаться к выполнению упражнений несколько раз в течение дня. Это правило распространяется и на все последующие задания.
Особенный ребёнок.
5. Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения.
Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук.
Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.
Звук А. Положите указательный палец на подбородок, опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».
Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.
Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.
Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. Соедините имитацию речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.
6. Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание.
У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости.
Поэтому, помимо профилактики простудных заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом.
• Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция - открытие рта.
• Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день, в зависимости от ситуации.
• Целесообразно также рано приучать детей с синдромом Дауна к формирующей челюсть соске. При сосании рот ребёнка будет закрыт, а дыхание будет осуществляться через нос, даже когда он устал или спит.
Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме.
Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно. Например:
• дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы;
• играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе;
• сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса;
• задувать спичку или огонь свечи;
Звукоподражание у дошкольников с синдромом Дауна развито недостаточно. Это обусловлено нарушением слухового восприятия, недостаточным развитием познавательных процессов, особенностями строения речевого аппарата. В то же время, развитие звукоподражания необходимо для коррекции речи дошкольников с синдромом Дауна.
Логопедическая работа по формированию звукоподражания у дошкольников с синдромом Дауна начинается в первую очередь с развития слухового восприятия, поскольку у многих дошкольников синдромом Дауна слуховосприятие нарушено. Развитие слуховосприятия включает в себя следующие этапы [11, c. 71-72] :
Различение неречевых звуков. Сначала педагог в процессе игры знакомит ребенка с различными бытовыми звуками: шум воды, звук падающих предметов, скрип двери. Эти звуки ребенок может вызвать сам и таким образом установить связь между определенным действием и звуком. Дальше необходимо расширять репертуар доступных и известных ребенку звуков — используются звучащие игрушки, шумовые музыкальные инструменты. Сначала ребенок просто играет с этими предметами, извлекая разные звуки, потом начинает угадывать источник звука, не видя его, подбирает пары предметов, звучащих одинаково. Здесь используются разные звучащие игрушки, детские музыкальные инструменты, педагог может сам изготовить коробочки с разным наполнением (песок, крупа, которые издают определенный звук.
Различение контрастных речевых звуков. Ребенок, научившийся различать звуки, издаваемые предметами, может заинтересоваться и звуками речи. Он еще не понимает в полной мере слов и фраз, но может отличить непохожие звуки, которые произносит взрослый (например, гласный и согласный, может угадать, приближается к нему самолет (со звуком У-У-У) или змея (Ш-Ш-Ш»). Потом ставится задача различить более близкие звуки. Появляются игры, в которых ребенок произносит простые слоги, звукоподражания (АУ, УА, БИ-БИ). Более сложным заданием является понимание слов, отличающихся одним звуком (по ходу игры ребенка просят дать или показать миШку и миСку, Бочку и Дочку).
Понимание речи. В соответствии с одним из принципов коррекции, работа ведется от простого к сложному. Так, сначала ребенок учится понимать отдельные слова (показывает, дает по просьбе взрослого предмет или картинку, потом учится понимать и выполнять инструкции (от простых одноступенчатых к двух-, трехступенчатым). При работе с детьми с тяжелыми нарушениями очень важно, чтобы все упражнения включались в игровой контекст, тогда ребенок не выполняет задания, а совершает действия, подходящие к игре («покупает» в магазине несколько игрушек по просьбе «мамы»).