Елена Злобина
Развитие речи старших дошкольников через организацию детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи воспитания и развития детей 7 года жизни (подготовительная к школе группа) :
• Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир.
• Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон.
• Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
Публикация «Развитие речи старших дошкольников через организацию детского экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
• Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.
ИТОГИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
Гуманно-ценностное отношение ребёнка к природе становится более устойчивым.
Ребёнок старается самостоятельно придерживаться правил поведения в природе не только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной природной среде.
Обращает внимание на поведение малышей и сверстников в природе: советует, как поступить, помочь живому, высказывает замечания, если поведение вредит растениям и животным.
Отличается широтой кругозора, хорошо ориентируется в природных объектах, интересно и с увлечением рассказывает о них, организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
Самостоятельно ухаживает за растениями уголка природы, владеет трудовыми умениями, достигая качественных результатов.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в подготовительной группе решаются следующие задачи:
• Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир.
• Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон.
• Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
• Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
• Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.
Познавательно-исследовательская деятельность неразрывно связана с речевым развитием ребенка-дошкольника. Только в ходе исследования речь детей развивается и совершенствуется и в то же время только оречевляя все происходящее вокруг него, рассказывая обо всем новом, что он узнает, рассуждая, сравнивая, анализируя, задавая вопросы и отвечая на них, ребенок может полностью познать окружающий его мир.
В ходе исследовательской деятельности расширяется словарный запас детей. Они знакомятся с новыми словами различных частей речи (существительными, обозначающими новые предметы и явления: лупа, пробирка, колба…; прилагательными, обозначающими признаки изучаемых явлений: холодный, ледяной, прозрачный; глаголами, производя действия с изучаемыми предметами: посадить, вскопать, перелить и др.). Идёт усвоение детей слов-антонимов (сухой-мокрый, глубоко-мелко, синонимов (снег идёт, падает, летит, то есть учатся определять противоположные признаки, а также учатся умению называть одно и то же явление разными словами, имеющими похожий смысл.
Благодаря экспериментированию дети учатся чётко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, сопоставлять, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. В ходе этого совершенствуется грамматический строй речи и связная речь дошкольников.
Создаём условия для стимулирования ребёнка говорить, рассуждать, задавать вопросы, отвечать распространёнными предложениями на поставленные вопросы, проговаривать все свои действия, все происходящие в ходе эксперимента изменения. Также прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: умение договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.