Римма Кондратенко
Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти различные трудности в общении? Общение ребенка с окружающими людьми происходит в различных видах деятельности.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режиссерские игры
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.
Я работаю в группе комбинированной направленности, где находятся четверо детей с ТНР.
Особые образовательные потребности детей с ТНР - потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным). Овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в более поздние сроки, по сравнению со сверстниками. У детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. У детей с нарушением речи наблюдаются проблемы в эмоционально – волевой, когнитивной, поведенческой сфере, дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству, что связано с нереализованной потребностью свободного речевого общения.
Эти дети находятся в состоянии неуспеха во многих видах детской деятельности. Их игровые умения развиты слабо, носят манипулятивный характер. Такие дети редко принимают участие в общих детских играх, их попытки общения со сверстниками часто оказывались неудачными.
Мышление таких детей медленное, запоздалое. Это связано с отсутствием практического разговорного закрепления полученной информации. Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является создание мотивации общения и ситуаций, в которых вызывается потребность в речевых высказываниях.
Актуальность проблемы обусловило постановку цели - создание условий для развития коммуникативных навыков дошкольников средствами режиссерской игры.
Задачи:
1. Формировать интерес детей к созданию игрушек из различного материала.
2. Развивать творческое мышление, художественный вкус, воображение при создании образа.
3. Побуждать использовать изготовленные игрушки в игровой деятельности.
4. Стимулировать речевую активность через ведение игрового диалога.
Предполагаемые результаты:
• Дети используют изготовленные игрушки в игровой деятельности;
• Дети свободно общаются и легко вступают в диалог;
• Дети говорят выразительно, осмысленно, умеют слушать собеседника.
Режиссерская игра – одно из средств воспитания коммуникативных навыков у детей с ТНР, которое как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.
Посредством режиссерской игры происходит оречевление игровых действий. Принимая участие в режиссерской игре, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, говорит от его имени, что облегчает его контакт с окружающими. Благодаря этому он уже в состоянии представить себя на месте персонажа и понять, как нужно поступить, в той или ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. А также, осуществление опосредованного общения через своего персонажа помогает ребенку снимать напряженность в коммуникативной деятельности и учит принимать решения, преодолевая искусственно созданные проблемные и провокационные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.
В данном виде игры имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого мира. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Например, для этого использовала этюды-ситуации на вежливое поведение (“Знакомство”, “Просьба”, “Разговор по телефону” и т. д.).
Исполняя этюд, дети должны были дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, зачем? Задавала уточняющие вопросы: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?», просила ребенка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел, так как в этом возрасте для детей характерна повествовательная и ролевая речь. Для овладения невербальными средствами общения детей знакомила с тем, какими средствами можно изъясняться с другими людьми: что кроме речи, можно объясняться с помощью жестов, мимики, поз, по выражению лица человека можно узнать его настроение. Включала игры на действие с воображаемым предметом, игры-превращения.
Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание особой предметной индивидуальной среды («игровое поле», на котором разворачиваются игровые события, обеспечение места и времени для игр. Для поддержания интереса детей к индивидуальным и совместным режиссерским играм вместе с ними изготавливаем разнообразный игровой материал.
Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду и игровой материал, используя все свои умения и навыки.
В ходе беседы с детьми выяснилось, что для разыгрывания определенных сюжетов детям не хватает игровых полей, таких как: «Морское дно», «Лес», «Улицы города», «Океан и его острова». Детям было предложено изготовить их самостоятельно. На следующий день я принесла в группу картон, самоклеящуюся бумагу, наклейки с изображением животных, растений и др. Дети в течение недели в свободной деятельности изготовили недостающие поля.
В процессе изготовления поля «Улицы города» мною было предложено смастерить также и жителей. Спичечные коробки послужили материалом для изготовления персонажей: людей, животных и фантастических героев.
Для развития творческих способностей использовали: игры и упражнения, способствующие развитию воображения и фантазии детей («Волшебные кляксы», «Как можно использовать?» (разнообразные варианты использования одного и того же предмета,
Дети с удовольствием обыгрывали свои игрушечные поделки, выполняя имитационные действия; рассказывали о своих персонажах друг у друга, с интересом спрашивали мнение о своей работе. И возникло предложение изготовить игрушки и из других материалов.
Следующим этапом стало более сложное изготовление игрушек из фетра и помпонов из ниток. Детям нужно было научиться работать иголкой с ниткой и готовым шаблоном. В ходе изготовления игрушек возникали трудности, что обусловлено нарушениями мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. Но постепенно дети стали более аккуратными в работе с материалом, начинали привносить в игрушку индивидуальность.
Достаточное количество игровых полей позволяет детям играть индивидуально или маленькими подгруппами, что ставит ребенка в ситуацию необходимости руководить не одной, а несколькими игрушками, а следовательно, повышает его речевую активность и формирует средства интонационной выразительности речи.
Иногда, для развития сюжета предлагала детям творческие игровые задания, направленные на комбинирование эпизодов разных сказок, введение в знакомые сказки новых героев, изменение начала и конца сказки, сочинение загадок, сказок, рассказов. Постепенно у детей развиваются способности к импровизации в режиссерских играх и речевое творчество в целом.
По результатам проведенной мною работы, я заметила, что малоактивные дети стали охотно принимать участия в совместных играх. Большинство детей научились формулировать игровой замысел, обсуждать возможные варианты игровых событий, самостоятельно создавать игровой материал, использовать предметы-заместители. Дети научились легко общаться, свободно вступать и поддерживать диалог, соблюдать речевой этикет, выслушивать собеседника; справляться с взятой на себя ролью, действуя и говоря от лица персонажей, используя выразительные жесты, мимику, речевые интонации.