Утешева Марина
Развитие речи с использованием игровых упражнений на основе сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин…
Публикация «Развитие речи с использованием игровых упражнений на основе сказок» размещена в разделах
Дети любят читать и слушать литературные произведения различной направленности: рассказы, стихи, сказки. И не важно какие они: народные, отечественные, или зарубежные. Ребенку важен интересный, захватывающий сюжет.
“Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании” – писал К. Д. Ушинский. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности; музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно – речевой деятельности.
Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи
Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка? Умение задавать вопросы. По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос.
Конструирование слов, словосочетаний и предложений
Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно:
• придумывать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесник, лесовик);
Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с вытеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляньями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так в процессе разбора содержания и выяснения происхождения той или иной поговорки у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.
Вам легко увлечь ребенка игрой, состоящей в придумывании таких ситуаций, для которых бы подходила выбранная пословица, или сказок, к героям которых ее можно применить.
Очень нравиться детям короткие стихи: потешки, считалочки, прибаутки, скороговорки. Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.
Список использованной литературы
1. Васильева Е. В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов М. ,2018.
2. Василькова О. Ф. Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. СПБ,2011.
3. Соломатина Г. Н. Рукавишникова Е. Е. Занятия по развитию речи детей5-6 лет : Метод. пособие. М. 2018.