Наталья Серг. Шевелева
Развитие речи ребенка с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребёнка раннего возраста раннего возраста
Развитие речи ребёнка раннего возраста – это важный этап в процессе становления речи. Считается, что развитие речи происходит в три этапа.
Публикация «Развитие речи ребенка с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Первый этап – довербальный. Происходит на первом году жизни. Ребёнок, конечно, ещё не умеет говорить,но уже складываются предпосылки к его речи. Ребёнок выделяет речь среди других звуков. Возникает чувствительность к характеру речи – весёлый голос или сердитый, громкий или тихий.
Второй этап – переход к активной речи. На втором году жизни ребёнок начинает произносить первые слова и простейшие фразы. Очень важно на этом этапе, чтобы ребёнок имел хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми, чтобы их общение было насыщено речью.
Третий этап – совершенствование речи. Всё точнее отражаются намерения говорящего, всё точнее передаётся содержание и общий контекст отражаемых событий. Увеличивается словарный запас, усложняются предложения, улучшается произношение.
Для лучшего развития становления речи существуют всевозможные занятия и упражнения. Предлагаю несколько игр используемых в практике с детьми раннего возраста.
Игры на развитие речевого дыхания
Понюхаем цветок
Бывает, что дети смешивают понятия «вдох» и «выдох», а также вдох и выдох ртом и носом. Понюхайте цветок, сделав утрированный вдох носом, а затем выдохните, озвучив выдох звуком «а». Предложите ребёнку сделать то же самое.
Погрей руки
Ребёноквместе с вами вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесённые к губам руки.
Собачка дышит
Покажите ребёнку, как дышит собака, когда ей жарко : высунув язык, ртом, шумно. Предложите ребёнку подышать так же.
Капитаны
Налейте воды в тазик и приготовьте бумажные кораблики. Объясните малышу, что дуть надо не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «ф», или дуть через губы трубочкой, не надувая щёки. Покажите ребёнку, как это делаете вы.
При ровном выдохе кораблик плавно движется по воде. Теперь подуйте прерывисто : «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Ребёнок должен повторить и пригнать кораблик к определённому месту.
Игры на развитие силы голоса и темпа речи
Громко – тихо
Приготовьте парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, кошечки, барабаны- игрушки, звук которых можно имитировать).
Покажите ребё нку двух собачек со словами: «Большая собачка, громко лает: «Ав - ав!» Как лает большая собачка?» Ребё нок громко произносит: «Ав – ав!» «А маленькая собачка лает тихо: «Ав – ав!» Ребё нок тихо произносит : «Ав – ав!». Теперь уберите собачек и предложите ребёнку сказать «ав – ав», когда покажете собачку, причём напомните, что лают собачки по разному.
Позови
Приготовьте игрушечных животных: мишку, зайца, белку. Расставьте их в 2 – 3 метрах от малыша и предложите позвать игрушки в гости.
Продемонстрируйте: «Зайка, иди!». Ребёнок будет звать «гостей», а вы следите, чтобы он звал игрушку громко, но не кричал.
Игры на формирование правильного звукопроизношения
Во дворе
Приготовьте игрушки или картинки, изображающие петуха, курицу, кошку и т. п. Показывайте ребёнку игрушку (картинку, сопровождая свои действия имитацией голоса животного: «Вот курочка кудахчет: ко-ко-ко» и т. д. После «представления» всех животных и птиц задайте малышу вопросы: «Как курица кудахчет?» и т. д.
Песенка
Приготовьте игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку.
Расскажите ребё нку историю про песенку:
Запела девочка песенку, пела, пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку - ка – ре - ку! – пропел петушок.
-Ты спой, мурка!
- Мяу- мяу,- спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря,- затянула утка.
-А ты, мишка?
-Рев-рев-рев, - зарычал медведь.
-Ты лягушка, спой!
- Квак – квак – квак,- проквакала лягушка.
- А ты, кукла, что споёшь?
- Ма - ма, ма-ма!
Складная песенка!
Читая эти строчки, показывайте малышу игрушки (персонажей) и чётко произносите звукоподражание. Когда ребёнок будет отвечать на ваши вопросы, особое внимание обратите на точность имитации голосов животных.
Игры на расширение словарного запаса
Что это?
Показывая на какую-нибудь часть тела ребёнка или его вещь, задайте вопрос: «Что это?» Варианты этой игры: задавайте ребёнку вопрос «Что это?», показывая на различные предметы домашнего обихода, слушая звуки, которые издают животные, вытаскивая из мешочка мелкие вещицы. Можно разложить на столе игрушки или какие-нибудь предметы, накрыть их скатертью и, когда малыш спросит «Что это?», попросить его снять скатерть и назвать предметы.
Кто это?
Объясните ребёнку, как и когда нужно задавать вопрос «кто?» и как на него отвечать. По книге с картинками спросите малыша: «Кто едет на машине?», «Кто сидит за столом?» и т. д. Используйте ситуации вокруг вас и малыша, спрашивайте ребё нка: «Кто бежит?», «Кто ест» и т. п.
Что делает?
Приготовьте картинки, на которых изображено, как кто-то что-то делает (картинки с изображением действий, и спросите ребё нка: «Что он делает?». Малыш должен правильно назвать действие, то есть глагол (окончание может путать). Например, на столе или ковре рассадите и разложите в соответствии с задуманными действиями зверюшек, кукол – по игрушкам должно быть понятно, что они делают (кукла едет, зайка спит и т. д.).
Игры на формирование грамматического строя речи
Гости
Приготовьте куклу, посуду, грибки, яблочки, зайчика, мишку. Объясните ребёнку, что к кукле придут в гости зайка и мишка, надо их принять. Накройте вместе с малышом на стол. Спрашивайте, что нужно положить на стол: вилки, ложки и т. д., добиваясь от ребёнка употребления множественного числа существительных. Затем спросите, что принесли гости: «Зайка – грибы, мишка – яблоки»(прилагаются). Можно заменить эти предметы другими.
Магазин
Приготовьте много игрушек и расставьте их, как в магазине. Предложите ребёнку роль покупателя и попросите его сделать заказ на покупку. Когда ребёнок попросит «продать» ему мяч, спросите: «Какой?» - «Синий» и т. д. Игра помогает ребёнку научиться согласованию существительного с прилагательным.
Заяц и зайчонок
Приготовьте игрушки или картинки с изображениями животных и их детёнышей. Перемешайте их и предложите малышу разобрать по парам: «Где заяц, а где зайчонок, где лиса, а где лисёнок?». Важно научить малыша употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Игры на развитие связной речи
Расскажи мне
Занимаясь какими – то домашними делами, спросите малыша о характере этих действий: «Как мы моем чашки?». Если ребёнок не отвечает или жестикулирует, подскажите ему, как надо отвечать на подобные вопросы. Попросите ребёнка рассказать о пережитом им, увиденном, услышанном. Что малыш делал на прогулке, как у него прошёл день в садике и т. п. Предложите ребёнку послушать историю в картинках. Затем положите перед ним несколько картинок по порядку, а остальные – просто кучкой. Повторяя вновь свой рассказ, попросите ребёнка доложить на место недостающие картинки. Затем предложите малышу рассказать историю по картинкам. Можно помогать вопросами : «Что случилось потом?». Играя с ребёнком, поощряйте его желание комментировать игровые действия.
Игры на развитие слухового внимания
Узнай по звуку
Приготовьте различные игрушки и предметы (бумага, ложка, дудка и пр.). Сядьте спиной к малышу и производите разные шумы и звуки разными предметами. Предложите малышу, не оборачиваясь, называть, чем произведён звук. Не забывайте похвалить малыша за правильный ответ.
На носочках
Приготовьте бубен. Объясните малышу, что он должен выполнять движения соответственно звучанию – под тихий звук идти на носочках, под громкий–шагом,под очень громкий – бегом.
Что это за звук?
Подберите несколько картинок с изображением животных и птиц или некоторых предметов (телефон, будильник, пылесос). Подражайте звукам,которые они издают, а потом попросите ребёнка найти на картинке то, что (или того, кто) издаёт такой звук.
Развитие речи ребёнка раннего возраста раннего возраста
Развитие речи ребёнка раннего возраста – это важный этап в процессе становления речи. Считается, что развитие речи происходит в три этапа.
Первый этап – довербальный. Происходит на первом году жизни. Ребёнок, конечно, ещё не умеет говорить,но уже складываются предпосылки к его речи. Ребёнок выделяет речь среди других звуков. Возникает чувствительность к характеру речи – весёлый голос или сердитый, громкий или тихий.
Второй этап – переход к активной речи. На втором году жизни ребёнок начинает произносить первые слова и простейшие фразы. Очень важно на этом этапе, чтобы ребёнок имел хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми, чтобы их общение было насыщено речью.
Третий этап – совершенствование речи. Всё точнее отражаются намерения говорящего, всё точнее передаётся содержание и общий контекст отражаемых событий. Увеличивается словарный запас, усложняются предложения, улучшается произношение.
Для лучшего развития становления речи существуют всевозможные занятия и упражнения. Предлагаю несколько игр используемых в практике с детьми раннего возраста.
Игры на развитие речевого дыхания
Понюхаем цветок
Бывает, что дети смешивают понятия «вдох» и «выдох», а также вдох и выдох ртом и носом. Понюхайте цветок, сделав утрированный вдох носом, а затем выдохните, озвучив выдох звуком «а». Предложите ребёнку сделать то же самое.
Погрей руки
Ребёноквместе с вами вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесённые к губам руки.
Собачка дышит
Покажите ребёнку, как дышит собака, когда ей жарко : высунув язык, ртом, шумно. Предложите ребёнку подышать так же.
Капитаны
Налейте воды в тазик и приготовьте бумажные кораблики. Объясните малышу, что дуть надо не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «ф», или дуть через губы трубочкой, не надувая щёки. Покажите ребёнку, как это делаете вы.
При ровном выдохе кораблик плавно движется по воде. Теперь подуйте прерывисто : «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Ребёнок должен повторить и пригнать кораблик к определённому месту.
Игры на развитие силы голоса и темпа речи
Громко – тихо
Приготовьте парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, кошечки, барабаны- игрушки, звук которых можно имитировать).
Покажите ребё нку двух собачек со словами: «Большая собачка, громко лает: «Ав - ав!» Как лает большая собачка?» Ребё нок громко произносит: «Ав – ав!» «А маленькая собачка лает тихо: «Ав – ав!» Ребё нок тихо произносит : «Ав – ав!». Теперь уберите собачек и предложите ребёнку сказать «ав – ав», когда покажете собачку, причём напомните, что лают собачки по разному.
Позови
Приготовьте игрушечных животных: мишку, зайца, белку. Расставьте их в 2 – 3 метрах от малыша и предложите позвать игрушки в гости.
Продемонстрируйте: «Зайка, иди!». Ребёнок будет звать «гостей», а вы следите, чтобы он звал игрушку громко, но не кричал.
Игры на формирование правильного звукопроизношения
Во дворе
Приготовьте игрушки или картинки, изображающие петуха, курицу, кошку и т. п. Показывайте ребёнку игрушку (картинку, сопровождая свои действия имитацией голоса животного: «Вот курочка кудахчет: ко-ко-ко» и т. д. После «представления» всех животных и птиц задайте малышу вопросы: «Как курица кудахчет?» и т. д.
Песенка
Приготовьте игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку.
Расскажите ребё нку историю про песенку:
Запела девочка песенку, пела, пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку - ка – ре - ку! – пропел петушок.
-Ты спой, мурка!
- Мяу- мяу,- спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря,- затянула утка.
-А ты, мишка?
-Рев-рев-рев, - зарычал медведь.
-Ты лягушка, спой!
- Квак – квак – квак,- проквакала лягушка.
- А ты, кукла, что споёшь?
- Ма - ма, ма-ма!
Складная песенка!
Читая эти строчки, показывайте малышу игрушки (персонажей) и чётко произносите звукоподражание. Когда ребёнок будет отвечать на ваши вопросы, особое внимание обратите на точность имитации голосов животных.
Игры на расширение словарного запаса
Что это?
Показывая на какую-нибудь часть тела ребёнка или его вещь, задайте вопрос: «Что это?» Варианты этой игры: задавайте ребёнку вопрос «Что это?», показывая на различные предметы домашнего обихода, слушая звуки, которые издают животные, вытаскивая из мешочка мелкие вещицы. Можно разложить на столе игрушки или какие-нибудь предметы, накрыть их скатертью и, когда малыш спросит «Что это?», попросить его снять скатерть и назвать предметы.
Кто это?
Объясните ребёнку, как и когда нужно задавать вопрос «кто?» и как на него отвечать. По книге с картинками спросите малыша: «Кто едет на машине?», «Кто сидит за столом?» и т. д. Используйте ситуации вокруг вас и малыша, спрашивайте ребё нка: «Кто бежит?», «Кто ест» и т. п.
Что делает?
Приготовьте картинки, на которых изображено, как кто-то что-то делает (картинки с изображением действий, и спросите ребё нка: «Что он делает?». Малыш должен правильно назвать действие, то есть глагол (окончание может путать). Например, на столе или ковре рассадите и разложите в соответствии с задуманными действиями зверюшек, кукол – по игрушкам должно быть понятно, что они делают (кукла едет, зайка спит и т. д.).
Игры на формирование грамматического строя речи
Гости
Приготовьте куклу, посуду, грибки, яблочки, зайчика, мишку. Объясните ребёнку, что к кукле придут в гости зайка и мишка, надо их принять. Накройте вместе с малышом на стол. Спрашивайте, что нужно положить на стол: вилки, ложки и т. д., добиваясь от ребёнка употребления множественного числа существительных. Затем спросите, что принесли гости: «Зайка – грибы, мишка – яблоки»(прилагаются). Можно заменить эти предметы другими.
Магазин
Приготовьте много игрушек и расставьте их, как в магазине. Предложите ребёнку роль покупателя и попросите его сделать заказ на покупку. Когда ребёнок попросит «продать» ему мяч, спросите: «Какой?» - «Синий» и т. д. Игра помогает ребёнку научиться согласованию существительного с прилагательным.
Заяц и зайчонок
Приготовьте игрушки или картинки с изображениями животных и их детёнышей. Перемешайте их и предложите малышу разобрать по парам: «Где заяц, а где зайчонок, где лиса, а где лисёнок?». Важно научить малыша употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Игры на развитие связной речи
Расскажи мне
Занимаясь какими – то домашними делами, спросите малыша о характере этих действий: «Как мы моем чашки?». Если ребёнок не отвечает или жестикулирует, подскажите ему, как надо отвечать на подобные вопросы. Попросите ребёнка рассказать о пережитом им, увиденном, услышанном. Что малыш делал на прогулке, как у него прошёл день в садике и т. п. Предложите ребёнку послушать историю в картинках. Затем положите перед ним несколько картинок по порядку, а остальные – просто кучкой. Повторяя вновь свой рассказ, попросите ребёнка доложить на место недостающие картинки. Затем предложите малышу рассказать историю по картинкам. Можно помогать вопросами : «Что случилось потом?». Играя с ребёнком, поощряйте его желание комментировать игровые действия.
Игры на развитие слухового внимания
Узнай по звуку
Приготовьте различные игрушки и предметы (бумага, ложка, дудка и пр.). Сядьте спиной к малышу и производите разные шумы и звуки разными предметами. Предложите малышу, не оборачиваясь, называть, чем произведён звук. Не забывайте похвалить малыша за правильный ответ.
На носочках
Приготовьте бубен. Объясните малышу, что он должен выполнять движения соответственно звучанию – под тихий звук идти на носочках, под громкий–шагом,под очень громкий – бегом.
Что это за звук?
Подберите несколько картинок с изображением животных и птиц или некоторых предметов (телефон, будильник, пылесос). Подражайте звукам,которые они издают, а потом попросите ребёнка найти на картинке то, что (или того, кто) издаёт такой звук.