Получи документы

Развитие речи посредством пальчиковых игр

Ирина Епифанова
Развитие речи посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»

Шатурского муниципального района Московской области

Доклад

на районном методическом объединении для воспитателей старших и подготовительных групп

на тему

«Развитие речи посредством

пальчиковых игр»

Подготовила и выступила

воспитатель МБДОУ № 15

Епифанова И. В.

Шатура, 2016 год

Развитие речи посредством пальчиковых игр

Публикация «Развитие речи посредством пальчиковых игр» размещена в разделах

(старший дошкольный возраст)

С самого раннего детства мамы часто играют со своими малышами в «Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила.», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие подобные игры. Значение этих игр до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми, так как многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.

На самом деле, выдающиеся ученые нашего времени Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, М. И Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на развитии мышления и становлении детской речи.

Замечено, что ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. А если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь

Дело в том, что выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования пальчиковые игры в основном используют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время как и в старшем дошкольном возрасте игры пальчиками не теряют своего развивающего потенциала.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

- универсальность - можно играть в любом месте в любое время;

- кратковременность - обычно не более 2-5 минут;

- активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

- невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;

- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач

Пальчиковые игры и упражнения помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых пауз.

Когда ребенок выполняет упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

В работе со старшими дошкольниками можно использовать такие виды пальчиковых игр :

1. Пальчиковые игры со счетными палочками.

2. Пальчиковые игры со скороговорками.

3. Пальчиковые игры со стихами.

4. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

5. Игры с пальцами.

6. Пальчиковый театр.

7. Театр теней

Пальчиковые игры со счетными палочками.

Можно предложить детям выложить фигуры из счетных палочек по образцу, по схеме либо выложить узор по собственному замыслу.

Пальчиковые игры со скороговорками и стихами.

Скороговорки всегда можно "переложить на пальцы", т. е. придумать поначалу несложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая выполняет другое)

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Стихи, сопровождающие движения рук и пальцев,— это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка, для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных). В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Игры часто «растут» с детьми. Одна и та же игра, постепенно усложняясь, может сопровождать ребенка от младенчества до отрочества. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений к активным, от простейших условий к трудным. В старшем дошкольном возрасте для пальчиковой игры характерна развернутость движений. Дети пробуют придумывать новые образы и движения, которые важны для формирования чувства уверенности, ловкости, мышления и воображения.

В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

К пальчиковым играм старших дошкольников можно отнести игры с пальцами, где дети изображают с помощью пальцев различные предметы, птиц, животных.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Изготовив пальчиковый театр, можно показать небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: "Две лягушки", "Девочка и медведь", сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Такой театр создает эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

В театре теней особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Путем складывания определенным образом пальцев можно получить изображение птиц, животных, и др. персонажей. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, согласованности движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Таким образом, пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Кроме того, через пальчиковые игры ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений, развивает умение подражать взрослому.

Можно сделать вывод, что пальчиковая игра – это театр, актеры которого всегда рядом с нами. Она является эффективным средством психического развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря пальчиковой игре у детей развивается речь и обогащается словарный запас, улучшается память и развивается воображение. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.

Публикации по теме:

Опыт работы по развитию музыкальных способностей посредством пальчиковых игр Изучая программу «Камертон», я задумалась над высказыванием Э. П. Костиной «В музыкальной деятельности получить какие-либо результаты можно.

Опыт работы «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр» Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным.

Развитие речи детей 4–5 лет с помощью пальчиковых игр (из опыта работы) Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Развитие речи детей I младшей группы детского сада с использованием пальчиковых игр и игр-драматизацийРазвитие речи детей I младшей группы детского сада с использованием пальчиковых игр и игр-драматизаций Игра-имитация по русской народной потешке «На птичьем дворе»Программные задачи:-Учить детей различать и называть птиц, о которых говорится.

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной.

Развитие речи посредством пальчиковых игр. Кружковая работа в детском саду Введение Первые семь лет жизни ребенка, очень важных период, именно тогда идет очень стремительно и бурно развитие. В большей мере совершенствуется.

Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ НАШИХ ПАЛЬЧИКОВ. Данный материал предназначен для совместной работы взрослого и детей 3-5 лет. В ходе игры ребенок повторяет.

Консультация для родителей «Развитие связной речи посредством дидактических игр» Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого.

Семинар «Развитие речи посредством художественной литературы» Тема семинара методического объединения педагогов дошкольного образования «Развитие речи посредством художественной литературы». Тема взята.

Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики Сообщение из опыта работы на тему: «Активизация речи в раннем возрасте посредством пальчиковой гимнастики» В.  а.  сухомлинский:Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи посредством пальчиковых игр
Опубликовано: 23 января 2016 в 14:58
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи посредством пальчиковых игр» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Епифанова (УИ 409151) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД