Ольга Абызова
Развитие речи детей 4–5 лет с помощью пальчиковых игр (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.
Публикация «Развитие речи детей 4–5 лет с помощью пальчиковых игр (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?
Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
В проведении данных игр с детьми я выделяю подготовительный и основной этапы.
На подготовительном этапе работы атмосфера специально оформленной игровой зоны благоприятствует установлению более тесного контакта между педагогом и ребенком.. В группе в свободном доступе находятся множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т. д.).
В реализации основного этапа решаются следующие задачи:
• развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
• развивать речь детей, расширять словарный запас;
• развивать воображение и память;
• учить слушать и понимать речь взрослого;
• развивать умение подражать взрослому;
• создать благоприятный эмоциональный фон;
Благодаря грамотно продуманной и организованной игре, дети естественным образом используют все ресурсы своего организма. Работая над ролью, неизбежно задействуется физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровень развития ребенка. Реализуя себя наиболее полно в игре и получая от этого наслаждение, дошкольник начинает ощущать себя творцом.
Поэтому, начиная работать с детьми 4-5 лет по развитию речи через пальчиковые игры, я поставила перед собой цели: развивать мелкую моторику, воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, совершенствовать диалогическую, монологическую и связную речь, культуру речевого общения, обогащать словарный запас, прививать желание играть друг с другом.
Начиная работу с детьми, вначале для совместных игр я беру более простые игры, затем они усложняются. Привлекаю к игре детей, которые пассивны в игровой ситуации, используя малейшее желание и стремление к общему действию.
Участвуя в пальчиковых играх, таких как пальчиковой театр, инсценировка сказок кистями рук, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут жизнью героя.
Играя роль, ребенок способен рефлексировать: понять и оценить поступки героев, осудить отрицательные, оценить собственные действия и действия других детей.
В результате моей совместной работы по организации пальчиковых игр с музыкальным руководителем и воспитателем наметились положительные сдвиги в поведении и общении детей : они становятся более контактными, раскованными, общительными; учатся правильно выражать свои чувства, мысли; улучшается и эмоционально – волевая сфера, воображение, способность к перевоплощению. Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличивается словарный запас, становятся менее выраженными аграмматизмы в речи; кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Приобщаясь к великому чуду игры, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким, важным и удивительным.