Папки-передвижки

Консультация «Развитие речи младших школьников»

Лада Селеменева
Консультация «Развитие речи младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Как в современном обществе обойтись без хорошо развитой речи? Ведь не вызывает сомнения тот факт, что без неё невозможно достичь подлинных успехов в учении, без нее не может сложиться полноценное общение. Проблема развития речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Речь является и способом формирования мысли, непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности. Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Поэтому наше общество и государство проявляют большую заботу о развитии речи детей с самого раннего возраста.

Публикация «Консультация „Развитие речи младших школьников“» размещена в разделах

Центральная задача школы – развитие связной речи у младших школьников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности: современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Также именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка. Школьная программа также предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Обращаясь к «Новому словарю методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» находим, что термин «связная речь» означает «…смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений, единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки» [ 1: 275].

Проблемами связной речи занимались многие известные педагоги и психологи, такие как: Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Н. С. Рождественский, Ф. А. Сохин и др. Они указывали, что методическая работа по развитию речи реализуется посредством различных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. В настоящее время большое внимания уделяется развитию речи обучающихся, поэтому современные учебники содержат комплекс упражнений по развитию речи младших школьников при изучении различных лингвистических единиц. Например, упражнение по развитию связной речи следующего вида (в УМК «Гармония») :

Тема «Слово» : Проверочное списывание. Прочитай текст. Спиши текст правильно и красиво.

Сентябрь

По утрам нынче холодно. Солнце долго прогревает воздух.

Но никто не подает вида. Васильки, как летом, равняются на небо. Ромашки – на солнце. А яблоки даже краснеют. Одни каштаны от холода ежатся.

Составь свое предложение по схеме и запиши.

В сентябре ___ ___ ___.

Составь предложения по схемам. Запиши предложения:

а) (кто) (что делает) (какой) (что) (где)

б) (какой) (кто) и (какая) (кто) (что делали) (что)

в) (какие) (что) (что сделают)

В целом анализ современных УМК позволил нам определить следующие основные формы работы по формированию связной речи младших школьников :

развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);

– различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказывания учащихся в основном отвечают указанным выше требованиям;

– записи по наблюдениям (если ведутся систематически);

– устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;

– устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану, сюжету;

– рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;

– импровизация сказок, начатки литературно-художественного творчества – сочинение стихов, рассказиков;

– письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно-популярных);

– перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения); и т. д.

Важнейшие требования, предъявляемые данным формам работы, к конкретным речевым упражнениям и заданиям, на наш взгляд, - это систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.

Таким образом, как мы видим, развитие речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, текст.

Литература

1. Азимов, Э. Г. А. Н. Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. : Издательство ИКАР, 2014.

2. Жинкин, Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе / /Н. И. Жинкин. - М. : Знание, 2010.

3. Рождественский, Н. С. Речевое развитие младших школьников // Н. С. Рождественский. - М. : Просвещение, 2012.

4. Соловейчик, М. С. Первые шаги в изучении языка и речи. - М. : Издательство «Флинта», 2000.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Интеллектуальный праздник «Тайны Ямала» для младших школьников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «ТАЙНЫ ЯМАЛА» Цель: формирование познавательного интереса, патриотическое воспитание подрастающего поколения,.

«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников Цели: расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном селе, приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма,.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи младших школьников»
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 19:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи младших школьников»» (включая файлы) размещена пользователем Лада Селеменева (УИ 1645026) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД