Лада Селеменева
Консультация «Развитие речи младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Как в современном обществе обойтись без хорошо развитой речи? Ведь не вызывает сомнения тот факт, что без неё невозможно достичь подлинных успехов в учении, без нее не может сложиться полноценное общение. Проблема развития речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Речь является и способом формирования мысли, непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности. Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Поэтому наше общество и государство проявляют большую заботу о развитии речи детей с самого раннего возраста.
Публикация «Консультация „Развитие речи младших школьников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Центральная задача школы – развитие связной речи у младших школьников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности: современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Также именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка. Школьная программа также предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.
Обращаясь к «Новому словарю методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» находим, что термин «связная речь» означает «…смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений, единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки» [ 1: 275].
Проблемами связной речи занимались многие известные педагоги и психологи, такие как: Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Н. С. Рождественский, Ф. А. Сохин и др. Они указывали, что методическая работа по развитию речи реализуется посредством различных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. В настоящее время большое внимания уделяется развитию речи обучающихся, поэтому современные учебники содержат комплекс упражнений по развитию речи младших школьников при изучении различных лингвистических единиц. Например, упражнение по развитию связной речи следующего вида (в УМК «Гармония») :
Тема «Слово» : Проверочное списывание. Прочитай текст. Спиши текст правильно и красиво.
Сентябрь
По утрам нынче холодно. Солнце долго прогревает воздух.
Но никто не подает вида. Васильки, как летом, равняются на небо. Ромашки – на солнце. А яблоки даже краснеют. Одни каштаны от холода ежатся.
Составь свое предложение по схеме и запиши.
В сентябре ___ ___ ___.
Составь предложения по схемам. Запиши предложения:
а) (кто) (что делает) (какой) (что) (где)
б) (какой) (кто) и (какая) (кто) (что делали) (что)
в) (какие) (что) (что сделают)
В целом анализ современных УМК позволил нам определить следующие основные формы работы по формированию связной речи младших школьников :
– развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);
– различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказывания учащихся в основном отвечают указанным выше требованиям;
– записи по наблюдениям (если ведутся систематически);
– устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;
– устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану, сюжету;
– рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;
– импровизация сказок, начатки литературно-художественного творчества – сочинение стихов, рассказиков;
– письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно-популярных);
– перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения); и т. д.
Важнейшие требования, предъявляемые данным формам работы, к конкретным речевым упражнениям и заданиям, на наш взгляд, - это систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.
Таким образом, как мы видим, развитие речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, текст.
Литература
1. Азимов, Э. Г. А. Н. Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. : Издательство ИКАР, 2014.
2. Жинкин, Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе / /Н. И. Жинкин. - М. : Знание, 2010.
3. Рождественский, Н. С. Речевое развитие младших школьников // Н. С. Рождественский. - М. : Просвещение, 2012.
4. Соловейчик, М. С. Первые шаги в изучении языка и речи. - М. : Издательство «Флинта», 2000.