Елена Симоненко
Развитие речи. Коррекция нарушений звуковой стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи. Коррекция нарушений звуковой стороны речи
Овладение родным языком, речью – важное приобретение ребенка в дошкольном периоде. Речь - это приобретённое качество человека, она не дается человеку от рождения. Именно владение речью человек отличается от животного. Посредством речи происходит общение с другими людьми, тем самым человек реализует себя как личность.
Публикация «Развитие речи, Коррекция нарушений звуковой стороны речи» размещена в разделах
Огромное значение в психологическом развитии ребенка имеет владение родной речью. Для ее развития педагоги и родители должны создавать определенную среду, которая бы побуждала ребенка к овладению речью. Педагоги должны показывать и учить образцам правильной речи, формировать у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого можно использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, подражательные игры, беседы, совместную деятельность, и в особых случаях, проводить коррекционные занятия. Умения говорить – это основа для развития других очень важных видов деятельности ребенка, таких как познавательная, исследовательская деятельность, общение. Ранний возраст – это наиболее важный возраст для развития всех психических процессов, особенно речи. Развитие речи ребенка возможно только при взаимодействии со взрослыми и развивается параллельно с физическим и умственным развитием. Речь является одним из показателей общего развития ребенка.
Проблемами речевого развития в отечественной науке занимались такие ученые, как Левина Р. Е. (Опыт изучение наговорящих детей. М., 1954., Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М, 1961., Основы теории и практики логопедии М. 1968.), Волкова Л. С. ( Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998., Хрестоматия по логопедии, I и II том (научный редактор). М. ,1997., Лалаева Р. И. (Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983., Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 2002., Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. (автор разд. 8). М., 1997. Логопедическая работа в корррекционных классах. М., 2002., Мастюкова Е. М. (Клиника и реабилитационная терапия церебральных параличей (в соавторстве). М., 1972., Лечебная педагогика. ( ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). Гуманит. Изд. Центр Владос. М. 1997., Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002., Филичева Т. Б. (Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада. М., 1983., Основы логопедии. М. 1989., Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. М. ,1999., Чиркина Г. В. (Программа «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец. д/с». М., 1991. Основы логопедии (в соавторстве). М., 1989., Логопедия /Под ред. Л. С. Волковой (гл. в учебнике). М., 2002., Методы обследования. Посоибие по диагностие речевых нарушений. М. 2003., Лопатина Л. В. (более 25 работ, Выготский Л. С. (Мышление и речь. 1924, Инструментальный метод в педологии. 1928, Проблема культурного развития ребенка. 1928., Инструментальный метода в психологии. 1930., Орудие и знак в развитии ребенка. 1931.).
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста, в том числе и звукопроизношения, на сегодняшний день очень актуальна. Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии [53]. Не скомпенсированные речевые нарушения или отсутствие коррекционной работы могут привести в дальнейшем к не усваиванию школьной программы, потому что плохо сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, которые требуют повышенной, а иногда и максимальной нагрузки. В начальных классах это может быть дисграфия, дислексия и дискалькулия. Если во время не решить эти проблемы, то ребенок не сможет дальше усваивать школьную программу.
Поэтому очень важно проводить профилактическую и/или коррекционную работу уже в группах раннего возраста. Начинать можно с простых гласных звуков (А, У, И, а также с простых упражнений артикуляционной гимнастики и игр на развитие дыхания.