Александра Журавлёва
Развитие речи дошкольников в процессе занятия физической культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Видеть красивого, умного, здорового ребнка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Взрослые постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребнком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают им заметить рядом верного и наджного помощника. А название ему - движение.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение этой потребности особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни. Движение – это ещ и хороший воспитатель. Благодаря движению окружающий мир открывается малышу во всем его многообразии; память мышление, речь ребнка становятся совершеннее. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей может включаться в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий. При этом учитываются возрастные особенности, состояние здоровья, физическое развития дошкольников. Любая двигательная активность повысит интерес ребнка, если при проведении утренних гимнастик, подвижных игр, занятий физкультурой, в самостоятельной двигательной деятельности детей использовать считалки, словесные игры, стихотворный текст. Чем выше двигательная активность ребнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, тела, рук, головы подготавливает артикуляционный аппарат. Особенно тесно связано со становлением речи развитие мелкой мускулатуры.
Публикация «Развитие речи дошкольников в процессе занятия физической культурой» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Движения рук, в частности упражнения для пальцев, являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего е совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Существует мнение известного философа Канта, что «рука - это выдвинувшийся вперд человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития ребнка зависит от того, насколько развита у него мелкая мускулатура. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику. Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно – речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях во время динамической паузы, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения следует подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и тела. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.
Упражнения на развитие основных видов движения укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт. Они проводятся с предметами и без них. Построение детей в шеренгу, в колонну, в круг, деление детей на команды способствует улучшению ориентировки в пространстве. В процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия. Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей и развитии их речи.
Дыхательная гимнастика
«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»
Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.
Игровые зарядки
Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,
Очень важный был.
Ранним утром спозаранку
Прогуляться выходил»
Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса
Спортивные термины
Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.
Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.
Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.
Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов.
Считалки: народные, современные.
Слова – заклички в подвижных играх.
Стихи на спортивную тематику. Речевые приемы
Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»
«Дровосек рубит дрова, ух!»
Наклоны: «Часики, тик-так» и др.
Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников
Речевые приемы
Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»
«Дровосек рубит дрова, ух!»
Наклоны: «Часики, тик-так» и др.
Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников.
Различные виды расчета при построении
«На 1,2 – рассчитайсь!»,
«По – порядку рассчитайсь!»
Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников.
Стихи и песни тематического содержания
Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугахТеатрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ
Голицина Н. С., Шумова И. М.
«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др.
Развитие памяти, внимания, речи.
Мотивация к занятим физической культуройРитмическая и пальчиковая гимнастика
Ритмическая гимнастика:
Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк»
Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»
Пальчиковая гимнастика:
«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».
Развитие ритма и мелкой моторики рук
12
Упражнения на развитие мелкой моторики
Эстафеты:
«Звуковая поляна», «Волк и заяц».
Игры с мячом:
«Хватайка», «Горячая картошка»»
Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции
1. Упражнение «Пальчики здороваются».
ша – шо – шу - ши - ше, поочередно прикасаясь пальцами левой руки к пальцам правой руки.
Далее, слоговой ряд
жа – жо – жу – жи - же, прикасаясь на каждый слог большим пальцем поочередно к другим (на двух руках).
(раздел звуковая культура речи, развитие мелкой моторики).
2.
Упражнение «Веселый мячик». На каждый слог по тексту перекладывать (перебрасывать) мяч из одной руки в другую: ША-ША-ША – на-ша Ма-ша хо-ро-ша; ШИ-ШИ-ШИ – Ми-ша с Ма-шей ма-лы-ши; ШУ-ШУ-ШУ – по-мо-ги-те ма-лы-шу; ШО-ШО-ШО – го-во-рим мы хо-ро-шо.
(раздел звуковой культуры речи, раздел - художественная литература, развитие фонематического слуха).