Наталия Невежина
Развитие речи дошкольников с дислалией
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников с дислалией.
Дошкольники не всегда овладевает правильным произношением звуков не только к пяти, но и к шести годам. Зачастую причинами отставания являются не возрастные особенности развития детской речи, а отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти, недостаточный уровень развития фонематического восприятия (ребенок не различает на слух отдельные звуки, смешивает их).
Прежде чем приступать к исправлению недочетов звукопроизношения, необходимо выяснить, какие звуки ребенок произносит неверно и в чем выражается этот недостаток. При обследовании в первую очередь проверяется произношение звуков ш, ж, ч, щ (группа шипящих, с, сь, з, зь, ц (группа свистящих, р, рь, л, ль. Чаще всего недостатки произношения этих звуков имеют место у детей старшего дошкольного возраста.
Недостатки звукопроизношения могут выражаться в искажении звуков; в замене одного звука другим, в пропуске звуков; в смешении звуков. Чаще дети неправильно произносят какой-то один звук или же целую группу звуков, например всю группу шипящих, и лишь иногда отдельные звуки из разных групп, например звуки л и ц. Обычно нарушения в произношении твердого согласного сопровождаются искажением его мягкого варианта. Нарушением произношения внутри одной фонетической группы часто сопровождаются дефектами произношения других звуков данной группы (ж, ч, щ).
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и другое. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоением звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их.
Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки от других, различать близкие по звучанию слова. Каждая фонема имеет определенные, только ей присущие акустические свойства, признаки. Речевой звук (фонема, как наименьшая единица речи, сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности четкости произношения которого зависит чистота речи, правильное ее понимание окружающими.
Нечеткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем.
В нашей стране широко развита сеть оказания помощи детям, страдающим различными нарушениями речи. Исправление речевых недостатков осуществляется в специальных детских учреждениях. При некоторых дефектах такая помощь оказывается начиная с двухлетнего возраста.