Елизавета Мальцева
Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников
Цель педагогических воздействий по отношению к игре – формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействия со сверстниками в небольших игровых объединениях.
Возрастной диапазон игровых умений у детей
В 1,5-3 года – ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами- заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.
Публикация «Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников» размещена в разделах
В 3- 5 лет – может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие со сверстником.
В 5 – 7 лет – развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам двух- трех партнеров- сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Принципы организации сюжетной игры
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Сменить позицию «учителя» на позицию «играющего партнера».
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развивать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществлении игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому, сверстнику.
Как более эффективно сформировать игровые умения у детей
На соответствующем возрастном этапе дети должны сразу сталкиваться перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, в затем переносят его в самостоятельную игру с различным содержанием.
В 1,5-3 года ребенок может «открыть» условное действие с предметом - заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера - взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие.
На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей.
С 3-3,5 лет можно втягивать детей в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов, и тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного блока» игры.
На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей, которой развертывается через взаимодействие одного персонажа с другим, введение новых персонажей.
После достижения 5 лет воспитатель может втягивать их в своеобразную игру придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ - творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.
На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры, воспитатель в совместной игре с детьми, должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.
Задача педагога по формированию игровых умений у детей в первой младшей группе
• привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу условного действия с сюжетными игрушками;
• привлекать ребенка к осуществлению необходимого условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;
• ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера- сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.
Задача педагога по формированию игровых умений во второй младшей группе
• Формировать умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера (понимать, что в игре он не Данил, а «врач»).
• Формировать умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия (делаю укол, осматриваю больного, даю лекарства и т. д.).
• Формировать умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог (общаться как доктор с пациентом, а не как Данил с Машей).
• Формировать умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета (например, побыв врачом, стать пациентом).
Задача педагога по формированию игровых умений у детей в средней группе
• Переводить детей к более сложному ролевому поведению.
• Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.
• Формировать умение менять свою игровую роль и обозначать свою ролевую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Задача для педагога по формированию игровых умений у детей в старшей и подготовительной группе
• Переводить детей на новую более высокую ступень развития сюжетной игры, игру- фантазирование.
• Формировать умение детей выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания.
• Ориентировать ребенка на партнеров- сверстников: обозначать для них (пояснять, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров.
• Формировать умение детей комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
Особенности сюжетно- ролевой игры :
1. Соблюдение правил.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игр.
Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
3. В сюжетно- ролевой игре идет эмоциональное развитие.
Хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемы ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя – мама» - говорит крошечная девочка, и примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита бабушкой, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящие чувства материнской любви к своему «ребеночку».
4. В ходе сюжетно- ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла в сюжетно- ролевой игре связанно с общим умственным развитием ребенка, с формированием интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои мультфильмов, которым они стремятся подражать. В следствии чего и замыслы игры становятся более стойкими. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
5. В сюжетно- ролевой игре развивается воображение и творчество.
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно- ролевых играх сочетается с импровизацией. Участники игры придумывают новые интересные эпизоды, комбинируя различные впечатления жизни, заменяют один предмет, другим.
6. Развитие речи.
Слово помагает ребенку выявить мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. С одной стороны, речь развивается и актуализируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.