Получи документы

Развитие речи дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии: методы «Синектика», «Метод каталога»

Анна Горбунова
Развитие речи дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии: методы «Синектика», «Метод каталога»
▼ Скачать +Заказ

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное и глагол, но прилагательные нечасто используются детьми. Речевое творчество даётся детям трудно. Проблема заключается в следующем: бедный активный словарь, дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.

Публикация «Развитие речи дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии: методы „Синектика“, „Метод каталога“» размещена в разделах

Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения и развития ребенка, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

В 40-х годах ХХ века, в СССР, советским инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером была разработана научная теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Идея внедрения ТРИЗ в работу с детьми дошкольного возраста принадлежит Михаилу Наумовичу Шустерману. В 1987 году ТРИЗ впервые пришла в детский сад.

Элементы ТРИЗ позволяют решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, что бы ребёнок сам нашёл ответ.

Одна из основных целей ТРИЗ в педагогике – это формирование связной речи на основе активизации творческого мышления в ходе продуктивной, познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

• научить детей мыслить системно, развивать творческое воображение;

• способствовать развитию умственных и речевых способностей дошкольников, расширять словарный запас;

• формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать творческие способности.

Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:

1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

2. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

3. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

4. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

5. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Для развития речи детей дошкольного возраста используют следующие методы ТРИЗ :

Метод «Мозгового штурма»

Метод маленьких человечков

Метод «Синектики»

Метод нахождения и разрешение противоречий и сходства

• Круги Луллия

Метод морфологического анализа

• Модель составления сказки с помощью метода «Каталога»

Нами будет рассмотрено 2 метода ТРИЗ : метод «Синектика» и «Метод каталога».

1. Синектика

Синектика - это современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.

Аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам

Метод «Синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». И включает 3 вида аналогии.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Примерные варианты заданий:

- изобрази кастрюлю, которую забыли помыть;

- покажи походку котика, у которого болит лапка;

- изобрази рассерженного поросенка, встревоженную обезьянку, восторженного зайчика;

- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай песенку «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота…» и т. п.

Игры с личностной аналогией: «Угадай, кто я?», «Стеклянный человечек», «Сказка наизнанку», «Пресс-конференция», «Я - Зонтик», «Точка зрения» и другие.

б) прямая аналогия. При прямой аналогии объект сравнивается с

аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

- аналогия по форме: сосулька - кисточка, карандаш, клюв;

- аналогия структурная: снег - соль, сахар;

- функциональная аналогия: петух – будильник, радио, солнышко, гром;

- аналогия по цвету: солнце - одуванчик, лампа;

- аналогия по различным положениям или состояниям явлений и предметов : переполненный автобус – селёдка в бочке, игрушки в ящике, вещи в шкафу;

- комплексная прямая аналогия предметов (двери) :

1. по форме - шоколад, картина, крышка стола;

2. по функциям – чемодан, рот, крышка;

3. по свойствам – (деревянная) – ветка, столб, шкаф, (скрипучая) – стул;

4. по цвету – как облако, снег, мороженое, вата.

Игры с прямой аналогией: «Кто такой же?», «Подбери похожие», «Найди друзей», «Кто чем работает?», «Кто где работает?», игра с мячом «Ассоциации», «Теремок», «Бюро находок» и многие другие.

в) фантастическая аналогия. Решение данной задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы, когда ребенок сравнивает чувства, настроение, эмоции, с чем или кем-либо описывает или изображает их:

- на что похожа доброта?

- нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок;

- изобрази любовь – это может быть человек, растение и т. д.

Возможности метода «Синектика» – это незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.

2. Метод каталога.

Суть этого метода заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей

(персонажей, предметов, действий) и т. д. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки персонажей сказки, которых дети достают, отвечая на вопросы).

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- Жил-был. Кто?

- С кем он дружил?

- Пришел злой. Кто?

- Кто помог друзьям спастись?

При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

• наличие положительного и отрицательного героев;

• зло, причинённое отрицательным героем;

• борьба положительного героя со злом;

• присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

- Жил-был. Кто?

- Какой он был?

- Что умел делать?

- Пошел гулять (путешествовать) куда?

- Искать (что? Кого)

- Встретил злого, кого?

- Что этот отрицательный герой делал (или умел делать)

- Был у нашего героя друг. Кто?

- Какой он был?

- Как он мог помочь главному герою?

- Что стало со злым?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

Составив сказку, дети придумывают ее название. (Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма создания сказок,описании,

которого можно найти в книге В. Я. Проппа «Морфология сказки».)

Правила поиска ответа на вопрос по книге:

Задается вопрос детям, например: «Жил-был кто?»

Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку

указать пальчиком на любое слово например: «Жил-был. карандаш!»

Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.

Следующий ответ на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое слово на этой же строчке.

Чтобы дети во время занятия не теряли интереса к сочинительству,

необходимо:

-проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе;

-эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг);

-если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать

вместе с ними окончание истории.

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных ответов и восстанавливали последовательность вопросов.

Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и читает на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети. Можно предложить детям проиллюстрировать, составленную ими сказку.

Работа по ТРИЗ-педагогике требует системности и времени, но результаты, порой, превосходят все ожидания. У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности; формируется диалектика и логика; преодолевается застенчивость, замкнутость, робость; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Речевое развитие дошкольников посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича Уважаемые коллеги, сегодня поделюсь с вами опытом работы по речевому развитию детей с использованием игр Воскобовича. Слайд 2 В Федеральном.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии: методы «Синектика», «Метод каталога»
Опубликовано: 26 декабря 2023 в 12:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии: методы «Синектика», «Метод каталога»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Горбунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД