Анна Горбунова
Развитие речи дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии: методы «Синектика», «Метод каталога»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное и глагол, но прилагательные нечасто используются детьми. Речевое творчество даётся детям трудно. Проблема заключается в следующем: бедный активный словарь, дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии: методы „Синектика“, „Метод каталога“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения и развития ребенка, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
В 40-х годах ХХ века, в СССР, советским инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером была разработана научная теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Идея внедрения ТРИЗ в работу с детьми дошкольного возраста принадлежит Михаилу Наумовичу Шустерману. В 1987 году ТРИЗ впервые пришла в детский сад.
Элементы ТРИЗ позволяют решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, что бы ребёнок сам нашёл ответ.
Одна из основных целей ТРИЗ в педагогике – это формирование связной речи на основе активизации творческого мышления в ходе продуктивной, познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
• научить детей мыслить системно, развивать творческое воображение;
• способствовать развитию умственных и речевых способностей дошкольников, расширять словарный запас;
• формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать творческие способности.
Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:
1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
2. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
3. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
4. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
5. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Для развития речи детей дошкольного возраста используют следующие методы ТРИЗ :
• Метод «Мозгового штурма»
• Метод маленьких человечков
• Метод «Синектики»
• Метод нахождения и разрешение противоречий и сходства
• Круги Луллия
• Метод морфологического анализа
• Модель составления сказки с помощью метода «Каталога»
Нами будет рассмотрено 2 метода ТРИЗ : метод «Синектика» и «Метод каталога».
1. Синектика
Синектика - это современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.
Аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам
Метод «Синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». И включает 3 вида аналогии.
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Примерные варианты заданий:
- изобрази кастрюлю, которую забыли помыть;
- покажи походку котика, у которого болит лапка;
- изобрази рассерженного поросенка, встревоженную обезьянку, восторженного зайчика;
- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай песенку «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота…» и т. п.
Игры с личностной аналогией: «Угадай, кто я?», «Стеклянный человечек», «Сказка наизнанку», «Пресс-конференция», «Я - Зонтик», «Точка зрения» и другие.
б) прямая аналогия. При прямой аналогии объект сравнивается с
аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений.
- аналогия по форме: сосулька - кисточка, карандаш, клюв;
- аналогия структурная: снег - соль, сахар;
- функциональная аналогия: петух – будильник, радио, солнышко, гром;
- аналогия по цвету: солнце - одуванчик, лампа;
- аналогия по различным положениям или состояниям явлений и предметов : переполненный автобус – селёдка в бочке, игрушки в ящике, вещи в шкафу;
- комплексная прямая аналогия предметов (двери) :
1. по форме - шоколад, картина, крышка стола;
2. по функциям – чемодан, рот, крышка;
3. по свойствам – (деревянная) – ветка, столб, шкаф, (скрипучая) – стул;
4. по цвету – как облако, снег, мороженое, вата.
Игры с прямой аналогией: «Кто такой же?», «Подбери похожие», «Найди друзей», «Кто чем работает?», «Кто где работает?», игра с мячом «Ассоциации», «Теремок», «Бюро находок» и многие другие.
в) фантастическая аналогия. Решение данной задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы, когда ребенок сравнивает чувства, настроение, эмоции, с чем или кем-либо описывает или изображает их:
- на что похожа доброта?
- нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок;
- изобрази любовь – это может быть человек, растение и т. д.
Возможности метода «Синектика» – это незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
2. Метод каталога.
Суть этого метода заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей
(персонажей, предметов, действий) и т. д. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки персонажей сказки, которых дети достают, отвечая на вопросы).
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был. Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой. Кто?
- Кто помог друзьям спастись?
При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:
• наличие положительного и отрицательного героев;
• зло, причинённое отрицательным героем;
• борьба положительного героя со злом;
• присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:
- Жил-был. Кто?
- Какой он был?
- Что умел делать?
- Пошел гулять (путешествовать) куда?
- Искать (что? Кого)
- Встретил злого, кого?
- Что этот отрицательный герой делал (или умел делать)
- Был у нашего героя друг. Кто?
- Какой он был?
- Как он мог помочь главному герою?
- Что стало со злым?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
Составив сказку, дети придумывают ее название. (Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма создания сказок,описании,
которого можно найти в книге В. Я. Проппа «Морфология сказки».)
Правила поиска ответа на вопрос по книге:
Задается вопрос детям, например: «Жил-был кто?»
Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку
указать пальчиком на любое слово например: «Жил-был. карандаш!»
Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
Следующий ответ на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое слово на этой же строчке.
Чтобы дети во время занятия не теряли интереса к сочинительству,
необходимо:
-проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе;
-эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг);
-если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать
вместе с ними окончание истории.
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных ответов и восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и читает на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети. Можно предложить детям проиллюстрировать, составленную ими сказку.
Работа по ТРИЗ-педагогике требует системности и времени, но результаты, порой, превосходят все ожидания. У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности; формируется диалектика и логика; преодолевается застенчивость, замкнутость, робость; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.