Светлана Домарева
Консультация «Развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей дошкольного возраста
Развитие речи у детей происходит на протяжении всего дошкольного детства, а так же далеко за его пределами.
В рамках этой темы можно говорить о многом:
- о развитии речи человека на протяжении всей его жизни;
- об особенностях развития речи ребёнка в том или ином возрасте;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- о факторах развития и становления речевых способностей ребёнка (как способствующих этому, так и затормаживающих);
- об актуальности этого вопроса и необходимости реализации программы по развитию речи в детских садах и многое другое.
Существует много форм развития речи у детей дошкольного возраста, которые можно успешно реализовывать в условиях ДОУ, создавая специальную речевую среду для развития.
Сензитивным (то есть наиболее благоприятным) периодом развития речи человека является период от рождения до шести лет.
Из этого следует, что для развития речевых способностей человека ещё в детском возрасте должна быть создана благоприятная окружающая, а в нашем случае речевая, среда.
Речевая среда складывается из следующих социальных единиц: это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребёнок.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.
Понятно, что речевая среда – это прежде всего правильно поставленная речь взрослого, так как именно в дошкольном возрасте ребёнок копирует взрослого, перенимая местный говор, особенности диалектизмов, вульгаризмов. Понятно, что с малышами следует говорить грамотно.
Согласно ФГОС, «Речевое развитие» выделяют в отдельную образовательную область. Речевое развитие предполагает :
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие, связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурной, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико - синтаксической активности, как предпосылки обучения грамоте.
В педагогической практике существует несколько групп методов речевого развития :
• наглядные (наблюдения, рассматривания, экскурсии);
• словестные (чтения, пересказы, рассказывания, беседы, заучивание наизусть);
• практические (игры, инсценировки, упражнения).
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
И если говорить о благоприятной речевой среде детского сада, то предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, ещё не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.
Что на прямую влияет на развитие речи у детей?
1. Развитие речи посредством художественной литературы.
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
2. Средствами дидактической игры.
Это развивает связную речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли. А так же способствует развитию памяти (в том числе и зрительной, внимания, логического мышления. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
3. Театрализованная деятельность.
Делает жизнь детей интересней, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Тем самым развивается речь детей.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко и понятно изъясняться. Как следствие, у детей улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе.
4. Пальчиковая гимнастика:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь ребёнка;
повышает работоспособность коры головного мозга;
развивает у ребё нка психические процессы: мышление, внимание, память, воображения;
снимает тревожность.
5. Заводя разговор о развитии речи нельзя не поднять и вопрос развития мелкой моторики рук. Это два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики :
игры с мелкими предметами
(мозайка, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
лепка;
массаж пальцев и кистей;
пирамидки;
игрушки-шнуровки;
кубики;
сухой бассейн.
6. Развитие речи детей по средством музыкальных занятий.
Основополагащий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение.
7. Художественное творчество.
Чем больше ребёнок умеет и хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствование мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Как уже говорилось ранее функции руки и речь развиваются параллельно.
8. Прогулка.
Это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.
o Экскурсия - даёт возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.
Целью экскурсий является уточнение или обогащения активного и пассивного словаря запас детей, расширения представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.
o Подвижные игры – способствуют развитию подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса, это достигается путём проговаривания потешек, стихотворений, словесного сопровождения игр.
Так же необходимо учитывать, что работа над развитием речи детей по программам ДОУ будет более эффективной при условии включения в работу по развитию речи родителей воспитанников.