ИРИНА ПАВЕЛЬЕВА
Развитие речи дошкольника средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор - прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Доказано, что дети в семьях, которых с периода беременности, младенческого и младшего дошкольного возраста использовали произведения малых фольклорных жанров (звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т. д.) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше процент речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление. Так как предположено, что использование в работе по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста малых фольклорных жанров повышает эффективность развития речи, то прежде чем провести формирующий этап была проведена беседа с родителями группы. Интересовало, используются ли малые формы фольклора и дома? Опрос выявил, что родители практически не используют с детьми малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, родители называли лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока-белобока…». В группе же стараемся использовать эти жанры как можно шире. Организуя подвижные и другие игры, применяя различные считалки; на занятиях различного цикла - загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей - пальчиковые игры, игры - забавы. Но также из разговора с родителями понятно, что они считают колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, и что на четвертом году жизни дошкольникам это уже ни к чему. Говоря о значении малых жанров фольклора для развития речи, называют только скороговорки. Свою работу строили на следующих принципах: во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); в-третьих, активного включения детей; в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды. Дети и родители с удовольствием рисовали рисунки к произведениям фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их. Взаимодействие со специалистами: организовано взаимодействие специалистов и родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста; проведены тематические собрания для родителей, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье: «Использование фольклора в двигательной активности»; «Речевое развитие современного ребенка»; «Совместные дидактические игры с лингвистическим содержанием»; «Содержание, формы и методы развития диалогического общения детей со сверстниками»; «Пословицы и поговорки - источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки». Пополнили предметно-развивающую среду с учетом федеральных государственных требований: сконструировали настольные театры; совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок; обновили уголок для родителей, поместили таблицу звукопроизношения детей, расписание непосредственно образовательной деятельности, рекомендации, литературу для ознакомления, размещали информацию для родителей на сайте ДОУ. Работа с детьми: в индивидуальной работе использовали артикуляционную гимнастику: облизывание языком верхней и нижний губы, «Вкусное варенье», учили детей делать язык «жалом», «широкой лопаткой». игры и упражнения на развитие речевого дыхания : для развития речевого дыхания проводили с детьми игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты, поддувание плавающих рыбок, лодочек; сильно подуть на воду для образования брызг; дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке; игра «Пузырь»; «Пильщики». Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.