Светлана Зайцева
Развитие речи детей средствами театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитая речь – это важнейший показатель психического развитие ребёнка, который напрямую связан с умственными способностями. И этот показатель обязывает нас, педагогов заниматься формированием правильной связной речи и устранением дефектов речи.
Публикация «Развитие речи детей средствами театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В последнее время всё чаще наблюдаются ярко выраженные дефекты речи у детей, а также недостаточно развита связная речь. Причинами этой проблемы являются различные факторы. Это и степень развития тонких движений пальцев руки (если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы).
Причиной является также манера взрослых говорить с детьми, подстраиваясь к их неправильному произношению, искажение детской речи ещё вызывается неправильной речью окружающей ребёнка людей (неясное, косноязычное или торопливое произношение).
Но самой главной причиной является, что в семье не обращают внимание на дефекты речи ребёнка и не оказывают ему помощи путём показа нормального произношения. Развитие правильной связной речи является важным условием успешного обучения ребёнка в школе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, учащиеся, может давать развёрнутые ответы на сложные предметы школьной программы, последовательно, в полной мере и логично разлагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного творчества.
Важным помощником в развитии связной речи дошкольников является театральная деятельность. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связанно с игрой.
Хотелось бы отметить и связь театрализованной деятельности с музыкой, которая является органичной и естественной в силу синтетического характера театра как искусства. Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Музыкальное воспитание – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка, поэтому затрагивается вопрос интеграции различных видов художественной творческой деятельности : музыкальной, изобразительной, литературной.
Групповые занятия по театральной деятельности дают возможность детям разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, помогают ввести их в мир родного слова, в мир грамотной речи.
Наши дети подготовительной к школе группы с удовольствием драматизируют художественные произведения (целиком или в отрывках). Они увлекаются поиском передачи образа героя, интонации. Через художественное произведение происходит активное усвоение слов и понятий. Если к тому же повторять закреплённые слова, показывая картинку, игрушку, предмет к которому данные слова относятся, они вместе надолго войдут в активный словарь детей.
Играя в театр, мы учим детей чётко и правильно произносить слова, овладевать искусством выразительного чтения. Используя роль, ребёнок много говорит, а значит, тренирует движение артикуляционного аппарата, закрепляет произношение звуков.
Часто занятия по развитию речи мы проводим с детьми в виде театрализованной игры. Например, изучая гласные и согласные звуки, дети превращаются в животных, насекомых подражая их движениям, имитируя их звуки. Дети учатся громко, чётко и протяжно произносить гласные звуки, хорошо открывать рот и протягивать их. Пересказ сказок, рассказов, стихов проводится разыгрывание по ролям. Для разыгрывания используем кукольный пальчиковый или настольный театр из кукол.
Очень хорошую тренировку движений пальцами дают народные игры – потешки, стишки, но больше всего детям нравятся упражнения, направленные на выполнение фигурок из пальцев, такие как «Домик», «Очки», «Лодка», «Пароход», «Цепочка» и другие.
Выполняя пальчиками различные упражнения, мы заметили, что дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук и как следствие благоприятно повлияло на развитие их речи, это позволит детям в дальнейшем подготовить руку к письму.
В свободной деятельности в не занятий дети также с удовольствием предпочитают играть в театр, тем самым продолжая развивать речь. В нашей группе есть всё необходимое для таких игр: театральный центр, в котором есть ширма, кукольный настольный театр, пальчиковый, теневой, театр «Рукавичка», а также имеются театральные маски, элементы костюмов, некоторые декорации и т. д. Детям очень нравится наряжаться. Они играют и в тоже время показывают сказку, тренирую и закрепляя память и речь.
В игре дети учатся и развиваются, поэтому мы рекомендуем родителям использовать некоторые словесные игры по развитию речи, такие как «Доскажи словечко», «Скажи на оборот», «Слова – родственники», «Копилка слов», «Города» и другие.
Таким образом, театрализация – как основная форма творческого взаимодействия в музыкальном воспитании и речевом развитии дошкольников направлена на формирование у них ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных). Театрализованною деятельность можно рассматривать, как мощный инструмент открытия и шлифовки различных человеческих способностей, в первую очередь познать себя, окружающий мир, как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.
Опыт показал, что подобная работа с детьми является успешной подготовкой к школе, которая позволит им почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и поможет быстро адаптироваться к учебной деятельности.
Литература:
1. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб., 2006.
2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение,1991.
3. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М. : Веко, 2007.
4. Тимофеева Л. Л. Интерактивные спектакли в ДОУ // Воспитатель ДОУ. 2009 №10