Людмила Гребенюк
Развитие речи детей средней группы с использованием ТРИЗ игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей средней группы с использованием ТРИЗ игр
1 Предпосылки – актуальность
Самая сложная и большая проблема в обучении детей младшего и среднего дошкольного возраста - научить связно и выразительно говорить. Чтобы говорить, ребёнок должен владеть определенным запасом слов, активно им пользоваться, строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.
На сегодняшний день правильная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Публикация «Развитие речи детей средней группы с использованием ТРИЗ игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Работая по традиционной методике развития речи, я отметила, что речь и рассказы детей в свободной деятельности бедны, не выразительны, лексический запас слов мал.
В организованной деятельности главной трудностью явилось то, что ребенок часто не сам составляет описание, строит рассказ, а повторяет услышанное за детьми или взрослым. Этот вид деятельности становится скучным и неинтересным. Имеет место психологическая ситуация неуспеха, ребенок часто не решается высказать другое мнение.
Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми в системе работы по развитию речи, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальной стала проблема применения таких методик и технологий, которые не только результативны, но и увлекательны. К ним относится технология ТРИЗ, которая с середины прошлого века неоднократно доказала свою эффективность.
ТРИЗ – технологию, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). это система игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Я выбрала для своей средней группы систему дидактических игр, направленную большей частью на комплексное развитие речи и познавательных способностей, и к концу года дополнила играми на развитие воображения
2:40
2. Методология
Цель моей работы - развитие речи дошкольников с помощью использования системы ТРИЗ игр
Задачи которые я планировала решить
1. Адаптировать уже имеющиеся пособия к среднему дошкольному возрасту и дополнительно создать предметно-развивающую среду (картотеки, дидактические игры и раздаточный материал);
2. Воспитывать у детей интерес к процессу познания.
3. Развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов
4. Обогащать и закреплять словарный запас у детей
5. Формировать правильный лексико-грамматический строй речи
6. Способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности
7. Воспитывать уважение к мнению сверстников. Прививать навыки толерантного поведения.
8. Углубление сотрудничества с родителями: Информирование родителей о ходе освоения детьми ТРИЗ игр и пособий и информирование об успехах детей.
Принципы
Без соблюдения следующих принципов теряется смысл ТРИЗ -технологии
Принцип сохранения индивидуальности каждого ребенка.
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности— часто задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей. Пособия ТРИЗ полифункциональны.
Методы
Из 6 методов ТРИЗ технологии, мною выбраны 4, на мой взгляд. оптимально подходящие к возрасту и уровню развития детей средней группы. В качестве методического обеспечения каждого уже разработана. целая система игровых и сказочных задач для всех возрастов.
1. Метод «мозговой штурм»
Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения.
2. Метод «Системный оператор» (надсистема, подсистема)
Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются
3. Метод противоречий
Выделение противоречий в объекте, явлении. И определение способа их разрешения.
4. Метод «Синектика» (Мышление по аналогии) – нахождение аналогий и объединение разнородных элементов.
Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину. Он должен научить ребенка ее находить, Пригласить его к рассуждению, наводящими вопросами подводя к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ, то есть, игры проводятся как поиск истины и сути
Я использую фронтальные и подгрупповые формы организации при проведении ТРИЗ игр.
1. Фронтальные ТРИЗ-игры я включаю в занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, и провожу их 1-2 раза в неделю в вечернее время, в качестве сюжетно- дидактических.
2. Подгрупповые (средней группой) – 3-4 раза в неделю малой группой иногда в режимных моментах, на прогулке, содержание модифицирую в зависимости от состава группы.
3. Индивидуальные формы организации, на мой взгляд нецелесообразны.
3:10
3. Примеры ТРИЗ игр
1. Игры на формирование умения выделить подсистемы,
свойства объекта, и их связи.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…» «Карусель» «Волшебный светофор» «Где живет?»…. «Один - много» «Целое-части»
2. Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Что умеет делать» «Мои друзья»
3. Игры на определение линии развития объекта (для среднего возраста 3х-экранка) «Чем был – кем стал» «Кем был раньше?» «Паровозик» («Поезд времени»)
4. Игры на определение противоречий
«Хорошо-плохо» - аналоги «Холодный- горячий» «Удобно-неудобно» «Нравится- не нравится»
5. Игры на сравнение систем (определение аналогий)
«На что похоже» «Найди друзей» «Давай меняться» «Теремок» (модификация «Поезд»)
6. Универсальные игры
«Да – нет ка» «Что это такое?» («мышонок и карандаш»)
«Бином фантазии» «Путаница»
В качестве примера Игра на определение подсистемных связей объектов.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, у которого есть колесо?
Дети: это предмет, его сделали люди, он катится, крутится (машинка, автобус, мельница, часы, компьютерная мышка)
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети:он живой -кошка, котенок. Он неживой- игрушка котенок со звуком и в мультике котенок нарисованный.
Воспитатель - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).
- Что можно сказать об объекте, у которого есть ласковые слова?
(это может быть мама, добрый человек, книга со стихами, веселый мультик, открытка).
4. Игровые пособия
1. Круги Луллия адаптированные к среднему возрасту (2 кольца)
2. Полифункциональные настольные игры.
3. Тематические картинки (предлоги, определения)
4. Фигурки животных и геометрические фигуры на магнитах
Часто задания не требуют специального оборудования, для средней группы приветствуется использование предметов которые близки детям в повседневной жизни, находятся в зоне их зрительного контакта.
5. Трудности с которыми мне пришлось столкнуться
Большой объем информации в интернете, часто за ТРИЗ игры выдаются обычные дидактические, поэтому были изучены первоисточники, и применены их разработки.
В начале использования ТРИЗ игр детей было трудно разговорить, они предпочитали отмалчиваться, приходилось особое внимание уделять мотивации.
Далее, когда дети стали проявлять речевую активность возникла необходимость совместно сформулировать и соблюдать правила очередности, взаимопомощи, уважения к мнению сверстников.
Детям среднего возраста нужна визуализация игровых задач, поэтому в играх надо по максимуму использовать наглядность и реальные предметы.
Иногда при использовании игровых пособий, уже имеющихся картинок / изображений / игрушек не хватает для визуализации ответов детей, поэтому всегда наготове должен быть карандаш и бумага для быстрых схематических зарисовок.
6. Работа с родителями
1. Информирование родителей о сути технологии ТРИЗ, обсуждение на родительском собрании
2. Оформление печатных и онлайн консультаций.
3. Информирование о ходе освоения детьми ТРИЗ игр и пособий и об успехах детей. Лично и в родительской группе Вайбер
4. Привлечение к изготовлению пособий.
5. Мастерклассы по запросу родителей.
7. Результаты
Как результат проводимой мною работы, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». Стали активны и любознательны. С готовностью общаются со взрослым.
Дети эмоционально раскрылись. Разговорились. Стали активнее общаться между собой, игровая речь из кратких диалогов и звукоподражаний обогатилась ролевыми диалогами. совместными обсуждениями. Особенно заметно это в конструкторских играх, совместных настольных играх и играх с персонажами и машинками.
Речь обогатилась новыми словами, выражениями, языковыми конструкциями, предлогами.
Дети стали внимательнее относиться к мнениям и желаниям сверстников, стали договариваться, активно используют формулы вежливости.
Таким образом, считаю, что выбранная технология является актуальной и результативной. Использование адаптированных к среднему дошкольному возрасту ТРИЗ- игр, позволяет с успехом формировать и развивать речь дошкольников.
В дальнейшем планирую внедрить ТРИЗ методику в работу по формированию связной речи и составлению рассказов по картине, а также применение ТРИЗ технологии в экологическом воспитании дошкольников.