Папки-передвижки

Развитие речи детей средней группы с использованием ТРИЗ игр

Людмила Гребенюк
Развитие речи детей средней группы с использованием ТРИЗ игр
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей средней группы с использованием ТРИЗ игр

1 Предпосылки – актуальность

Самая сложная и большая проблема в обучении детей младшего и среднего дошкольного возраста - научить связно и выразительно говорить. Чтобы говорить, ребёнок должен владеть определенным запасом слов, активно им пользоваться, строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.

На сегодняшний день правильная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Публикация «Развитие речи детей средней группы с использованием ТРИЗ игр» размещена в разделах

Работая по традиционной методике развития речи, я отметила, что речь и рассказы детей в свободной деятельности бедны, не выразительны, лексический запас слов мал.

В организованной деятельности главной трудностью явилось то, что ребенок часто не сам составляет описание, строит рассказ, а повторяет услышанное за детьми или взрослым. Этот вид деятельности становится скучным и неинтересным. Имеет место психологическая ситуация неуспеха, ребенок часто не решается высказать другое мнение.

Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми в системе работы по развитию речи, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальной стала проблема применения таких методик и технологий, которые не только результативны, но и увлекательны. К ним относится технология ТРИЗ, которая с середины прошлого века неоднократно доказала свою эффективность.

ТРИЗ – технологию, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). это система игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Я выбрала для своей средней группы систему дидактических игр, направленную большей частью на комплексное развитие речи и познавательных способностей, и к концу года дополнила играми на развитие воображения

2:40

2. Методология

Цель моей работы - развитие речи дошкольников с помощью использования системы ТРИЗ игр

Задачи которые я планировала решить

1. Адаптировать уже имеющиеся пособия к среднему дошкольному возрасту и дополнительно создать предметно-развивающую среду (картотеки, дидактические игры и раздаточный материал);

2. Воспитывать у детей интерес к процессу познания.

3. Развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов

4. Обогащать и закреплять словарный запас у детей

5. Формировать правильный лексико-грамматический строй речи

6. Способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности

7. Воспитывать уважение к мнению сверстников. Прививать навыки толерантного поведения.

8. Углубление сотрудничества с родителями: Информирование родителей о ходе освоения детьми ТРИЗ игр и пособий и информирование об успехах детей.

Принципы

Без соблюдения следующих принципов теряется смысл ТРИЗ -технологии

Принцип сохранения индивидуальности каждого ребенка.

Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности— часто задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей. Пособия ТРИЗ полифункциональны.

Методы

Из 6 методов ТРИЗ технологии, мною выбраны 4, на мой взгляд. оптимально подходящие к возрасту и уровню развития детей средней группы. В качестве методического обеспечения каждого уже разработана. целая система игровых и сказочных задач для всех возрастов.

1. Метод «мозговой штурм»

Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения.

2. Метод «Системный оператор» (надсистема, подсистема)

Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются

3. Метод противоречий

Выделение противоречий в объекте, явлении. И определение способа их разрешения.

4. Метод «Синектика» (Мышление по аналогии) – нахождение аналогий и объединение разнородных элементов.

Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину. Он должен научить ребенка ее находить, Пригласить его к рассуждению, наводящими вопросами подводя к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ, то есть, игры проводятся как поиск истины и сути

Я использую фронтальные и подгрупповые формы организации при проведении ТРИЗ игр.

1. Фронтальные ТРИЗ-игры я включаю в занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, и провожу их 1-2 раза в неделю в вечернее время, в качестве сюжетно- дидактических.

2. Подгрупповые (средней группой) – 3-4 раза в неделю малой группой иногда в режимных моментах, на прогулке, содержание модифицирую в зависимости от состава группы.

3. Индивидуальные формы организации, на мой взгляд нецелесообразны.

3:10

3. Примеры ТРИЗ игр

1. Игры на формирование умения выделить подсистемы,

свойства объекта, и их связи.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…» «Карусель» «Волшебный светофор» «Где живет?»…. «Один - много» «Целое-части»

2. Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Что умеет делать» «Мои друзья»

3. Игры на определение линии развития объекта (для среднего возраста 3х-экранка) «Чем был – кем стал» «Кем был раньше?» «Паровозик» («Поезд времени»)

4. Игры на определение противоречий

«Хорошо-плохо» - аналоги «Холодный- горячий» «Удобно-неудобно» «Нравится- не нравится»

5. Игры на сравнение систем (определение аналогий)

«На что похоже» «Найди друзей» «Давай меняться» «Теремок» (модификация «Поезд»)

6. Универсальные игры

«Да – нет ка» «Что это такое?» («мышонок и карандаш»)

«Бином фантазии» «Путаница»

В качестве примера Игра на определение подсистемных связей объектов.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…»

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, у которого есть колесо?

Дети: это предмет, его сделали люди, он катится, крутится (машинка, автобус, мельница, часы, компьютерная мышка)

Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Дети:он живой -кошка, котенок. Он неживой- игрушка котенок со звуком и в мультике котенок нарисованный.

Воспитатель - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).

- Что можно сказать об объекте, у которого есть ласковые слова?

(это может быть мама, добрый человек, книга со стихами, веселый мультик, открытка).

4. Игровые пособия

1. Круги Луллия адаптированные к среднему возрасту (2 кольца)

2. Полифункциональные настольные игры.

3. Тематические картинки (предлоги, определения)

4. Фигурки животных и геометрические фигуры на магнитах

Часто задания не требуют специального оборудования, для средней группы приветствуется использование предметов которые близки детям в повседневной жизни, находятся в зоне их зрительного контакта.

5. Трудности с которыми мне пришлось столкнуться

Большой объем информации в интернете, часто за ТРИЗ игры выдаются обычные дидактические, поэтому были изучены первоисточники, и применены их разработки.

В начале использования ТРИЗ игр детей было трудно разговорить, они предпочитали отмалчиваться, приходилось особое внимание уделять мотивации.

Далее, когда дети стали проявлять речевую активность возникла необходимость совместно сформулировать и соблюдать правила очередности, взаимопомощи, уважения к мнению сверстников.

Детям среднего возраста нужна визуализация игровых задач, поэтому в играх надо по максимуму использовать наглядность и реальные предметы.

Иногда при использовании игровых пособий, уже имеющихся картинок / изображений / игрушек не хватает для визуализации ответов детей, поэтому всегда наготове должен быть карандаш и бумага для быстрых схематических зарисовок.

6. Работа с родителями

1. Информирование родителей о сути технологии ТРИЗ, обсуждение на родительском собрании

2. Оформление печатных и онлайн консультаций.

3. Информирование о ходе освоения детьми ТРИЗ игр и пособий и об успехах детей. Лично и в родительской группе Вайбер

4. Привлечение к изготовлению пособий.

5. Мастерклассы по запросу родителей.

7. Результаты

Как результат проводимой мною работы, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». Стали активны и любознательны. С готовностью общаются со взрослым.

Дети эмоционально раскрылись. Разговорились. Стали активнее общаться между собой, игровая речь из кратких диалогов и звукоподражаний обогатилась ролевыми диалогами. совместными обсуждениями. Особенно заметно это в конструкторских играх, совместных настольных играх и играх с персонажами и машинками.

Речь обогатилась новыми словами, выражениями, языковыми конструкциями, предлогами.

Дети стали внимательнее относиться к мнениям и желаниям сверстников, стали договариваться, активно используют формулы вежливости.

Таким образом, считаю, что выбранная технология является актуальной и результативной. Использование адаптированных к среднему дошкольному возрасту ТРИЗ- игр, позволяет с успехом формировать и развивать речь дошкольников.

В дальнейшем планирую внедрить ТРИЗ методику в работу по формированию связной речи и составлению рассказов по картине, а также применение ТРИЗ технологии в экологическом воспитании дошкольников.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми в средней группе с использованием ТРИЗ Тема занятия «Спасаем Иванушку» Программное содержание: Образовательные задачи. Учить детей находить выход из жизненной ситуации, используя.

Конспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗКонспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗ «Что мы знаем о животных?» Задачи: - Расширять представления детей о домашних и диких животных с применением графической и символической.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «Спасём лес от беды»Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «Спасём лес от беды» Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе "Спасём лес от беды". Муниципальное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей средней группы с использованием ТРИЗ игр
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 20:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей средней группы с использованием ТРИЗ игр» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гребенюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД