Алена Вавилова
Развитие речи детей средней группы дошкольного возраста в игровой деятельности посредством приемов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы определяется тем, что существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. В основе общения лежит развитая связная речь дошкольников, ее диалогическая и монологические формы. Связная речь играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение ребенком связной речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Полнота познания окружающего мира, развитие личности в целом, дальнейшая успешность обучения в школе – все это и многое другое зависит от достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Публикация «Развитие речи детей средней группы дошкольного возраста в игровой деятельности посредством приемов мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Наблюдения за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах показывают, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т. д.
Все это свидетельствует о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность детского сада эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.
Проблема развития связной речи дошкольников рассмотрена в работах М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной и др. Эти авторы утверждают, что связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного и познавательного развития. Овладение связной речью является обязательным условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и т. д.
Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Ребенок дошкольного возраста с особым интересом относится к мнемотаблицам. Это таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – наглядная модель, графическое изображение явлений природы, персонажей стихотворения, рассказа, сказки, некоторых их действий. Используются мнемоквадраты – для составления словосочетаний и предложений; мнемодорожки – для составления коротких рассказов; мнемотаблицы – для заучивания стихотворений, составления рассказов и т. д.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: мы рисуем подобные символические изображения предметов и объектов. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова, последовательность предложения и воспроизводят текст. Мнемотаблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации.
Таким образом, суть метода мнемотехники состоит в том, что дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы. Так происходит развитие связной речи детей. Речевое развитие детей посредствами мнемотехники становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным. Важно и то, что мнемотехника развивает память, внимание, мышление. Этот метод позволяет уводить детей от однообразия разговорной речи, подготовить к возможному
Цель и задачи
Цель создать условия для успешного развития речи дошкольников средствами мнемотехники.
Задачи
Образовательные задачи:
– формировать связную диалогическую и монологическую речь детей;
– обучать детей составлению описательных, повествовательных текстов, учить рассуждению;
– обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений.
– учить читать наизусть стихотворение выразительно;
– учить детей пересказывать сказки, рассказы;
– учить детей составлять рассказы из личного опыта.
Развивающие задачи :
– развивать восприятие, память, внимание, наглядно-образное и логическое мышление, воображение через составление мнемотаблиц и заучивание стихотворений, сказок, рассказов с помощью мнемотехники;
– развивать умение соотносить знаковые символы мнемотаблицы с образами с ловами, фразами;
– прививать интерес к художественной литературе.
Воспитательные задачи:
– воспитывать любовь к родной природе;
– воспитывать нравственные качества детей : доброту, отзывчивость, сострадание и др. ;
– воспитывать эстетический вкус, умение замечать прекрасное в природе.
Обучение детей развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники представляет собой систему оптимальных педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие речи посредством мнемотехники.
К этим условиям относятся:
• Организационные условия – принципы и подходы к организации образовательной деятельности, организационные формы (ООД, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей).
• Содержательные условия – перспективные и календарно-тематические планы работы с детьми по развитию речи средствами мнемотехники, отбор содержания, адекватного возможностям и потребностям детей средней, старшей и подготовительной групп.
• Программно-методические условия – методические рекомендации воспитателям, картотека мнемотаблиц, творческие задания для детей.
• Технологические условия – средства, методы и приёмы развития речи детей с помощью мнемотехники.
• Материально-технические условия – обогащенная развивающая предметно-пространственная среда групп детского сада.
• Социокультурные условия – взаимодействие с родителями воспитанников.
• Мониторинговые условия – диагностический инструментарий: диагностические методики для контроля и оценки уровня развития речи у старших дошкольников.
Принципы реализации
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала.
4. Обеспечивает единство обучающих, развивающий и воспитательных задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие личностные качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции содержания всех образовательных областей и разных видов детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение образовательных задач в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
9. Строится на принципе культур сообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
10. Построена на принципе постепенного усложнения: от простого к сложному, который предполагает:
• постепенного увеличения длины текста стихотворения – начиная с двустишия и заканчивая стихотворениями из 10 и более сток;
• постепенного увеличения количества слов в строке;
• поэтапного увеличения сложности опорных схем для заучивания стихотворения – от использования схем с яркими и образными элементами к использованию схем с ахроматично окрашенными и стилизованными элементами;
• постепенного уменьшения количества картинок в схеме, замещение их схематичными элементами (цветными, ахроматичными, контурными прямоугольниками);
• постепенного усложнения смысловых характеристик стихотворений – от заучивания стихотворений, в которых отражены ситуации хорошо знакомые дошкольникам по житейскому опыту, к заучиванию стихотворений с образными выражениями.
Ожидаемые результаты
• К окончанию средней группы дети научатся :
– участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
– описывать предмет, картину; составлять рассказы по картине;
– пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
– выразительно рассказывать наизусть стихотворения, небольшие рассказы с помощью мнемотаблиц;
– самостоятельно составлять мнемотаблицы и использовать их для заучивания текстов.
• Планируемые результаты от реализации программы:
– сформированность у детей умений пользоваться мнемотаблицами для составления описаний, рассказов, заучивания стихотворений наизусть;
– обогащение предметно-пространственной среды группы различными наглядными материалами по мнемотехнике;
– увеличение количества родителей, принимающих активное участие во взаимодействии с детским садом и удовлетворенных этим взаимодействием.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В соответствии с методической разработкой «По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» работа с детьми ведется по следующим направлениям.
1. Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми, самостоятельно детьми старшей и подготовительной групп).
2. Загадывание и отгадывание загадок.
3. Разучивание стихотворений.
4. Составление рассказов о временах года.
5. Описательные рассказы о животных и предметах.
6. Пересказ сказок.
7. Пересказ рассказов.
8. Дидактические игры.
Краткая характеристика направлений работы с детьми.
1. СОСТАВЛЕНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ
Мнемотаблица – это условно-наглядная схема, содержание которой (нарисованное на ней) понятно для ребенка. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Типы мнемотаблиц (схем, которые используются при заучивании стихотворений на разных этапах обучения:
1) схема, в которой одна часть слов изображена в виде картинок, точно отображающих слова в стихотворении, а другая часть слов – в виде цветных прямоугольников (при этом повторяющиеся слова изображены в виде одинаковых картинок и прямоугольников одного цвета);
2) схема, в которой часть слов изображена в виде стилизованных картинок или картинок-атрибутов ( например: слово «машина» изображено в виде руля, слово «кружится – в виде изображения спирали и т. п.», а часть слов в виде прямоугольников ахроматичных цветов (черный, серый);
3) схема, в которой часть слов изображена в виде контурных рисунков, другая часть – в виде контурных прямоугольников;
4) схема, в которой все слова изображены в виде цветных (ахроматичных или контурных) прямоугольников
Этапы работы с мнемотаблицами
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. Чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. отработка метода запоминания.
Работа с мнемотаблицами в младшей и средней группах проходит с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Требования к мнемотаблицам :
1. Модель должна отображать обобщённый образ предмета.
2. Модель должна раскрывать самое существенное в предмете.
3. Содержание модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
2. ЗАГАДЫВАНИЕ И ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
В игре «Загадки и отгадки» дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением - читаем загадки, дети рассматривают имеющиеся у них картинки-символы. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит «Это про…». При этом он объясняет, почему он так думает. Потом ребенок сам рисует картинку – схему загадки, а другие дети отгадывают ее. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
3. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Дети не могут принять взрослую задачу, а организуя детей в игровую или проблемную ситуацию, мы погружаем их творческую активную деятельность. В игре наши дети заучивают целые четверостишья.
Разучивание стихотворений включает ряд этапов, которые могут сокращаться по мере усвоения дошкольниками действия заучивания стихотворений.
1. Сообщение о предстоящем заучивании стихотворения, мотивация детей на выполнение данного задания (игровая мотивация)
2. Чтение стихотворения педагогом с использованием опорной схемы (в зависимости от этапа усвоения действия от 1 до 3 раз). Мы стараемся, не выходя из принятого образа (роли, взаимодействовать с детьми в течение всего занятия.
3. Вопросы к дошкольникам по содержанию прочитанного стихотворения.
4. Повторное чтение педагогом стихотворения с опорой на схему.
5. Совместное чтение стихотворения педагогом и дошкольниками, в процессе которого педагог начинает строку стихотворения, называя слова, обозначенные прямоугольниками, а дошкольники договаривают слова, обозначенные предметными картинками.
6. Хоровое и индивидуальное чтение стихотворение дошкольниками с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).
7. Самостоятельное чтение стихотворения дошкольниками.
4. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ О ВРЕМЕНАХ ГОДА
С этой целью используются обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Далее детей знакомят с условными обозначениями (символами) характерными для каждого времени года явлений, например: дождь – капельки, снег – снежинки, солнце – изображение солнца и т. д. Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям на основе мнемотаблицы составить рассказ об осени, зиме, весне и лете.
Провожу игру «Составление описательного рассказа по опорным картинкам» с использованием наглядно-игрового пособия «Круглый год».
Цель: дать детям представления об особенностях климатической зоны проживания, упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.
От лица лесовичка предлагаю детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки-схемы. После прослушивания договариваемся с детьми, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.
5. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ О ЖИВОТНЫХ И ПРЕДМЕТАХ
С помощью мнемотехники обучаю детей составлять описательные рассказы по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». Детям предлагаются различные картинки с изображением животных. Используя схему, они составляют описательный рассказ о животном изображённом на картинке.
6. ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК
Всегда перед чтением сказки, мы, используя сюрпризный момент, находим шкатулку, или чудесный мешочек, в котором находится книжка. Иногда бывает, что синичка предлагает почитать сказу о каком-то своем дружке. Я начинаю медленно читать сказку вслух и рисую мнемотаблицу (или использую уже готовую мнемотаблицу, постепенно в процессе чтения сказки открывая ее квадраты). Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В мнемотаблице схематично, но узнаваемо для детей изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что нужным отразить в данном контексте.
Потом несколько детей пересказывают сказку, используя мнемотаблицу.
7. ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА
В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются картинками-символами на мнемотаблице. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы. Их последовательность служит планом рассказа. Мы сначала сами составляем рассказ по мнемотаблице, дети слушают, запоминают, а потом повторяют рассказ.
Методика работы с мнемотаблицами при пересказе :
1. Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами.
2. Учить детей самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель - мнемотаблицы.
3. Учить использовать мнемотаблицу как план пересказа.
4. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее мнемотаблицу.
8. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Для проведения дидактических игр - упражнений мы используем картинки из уже готовых лото, иногда к готовым подмешиваем самостоятельно изготовленные мнемо-квадраты. В начале игры договариваемся с детьми, что придумываем (загадку, сказку) или вспоминаем (стихотворение, пословицу, песенку). Раздаем по 3 картинки и по очереди выкладывая картинки на середину стола, начинаем сочинять, импровизировать, вспоминать ранее изученные произведения. Победил тот, кто на каждую свою картинку сможет составить речевое высказывание. Дети за удачный ответ получают фишки, подсчитывая их, выбирается победитель. Как правило проигравших в этих играх не бывает, потому что совместное речевое творчество всех объединяет.
Формы работы с детьми
– организованная образовательная деятельность (ООД);
– совместная деятельность детей и взрослых
– самостоятельная деятельность детей;
– коллективная, групповая и индивидуальная.
Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей
Индивидуальная работа направлена на то, чтобы активизировать малоактивных детей, поддерживать их инициативу с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрениями.
Самостоятельная деятельность детей организуется под руководством педагога: дети самостоятельно рисуют картинки к мнемотаблицам по стихотворениям, сказкам, рассказам, которые им называет педагог. Потом по этим мнемотаблицам дети составляют рассказы, пересказывают сказки, выразительно читают наизусть стихотворения.
Методы работы с детьми
Используется комплекс методов:
– словесные методы: беседа, объяснение, рассказ, пояснение;
– наглядные методы: показ схем-символов и поэтапного изготовления мнемотаблицы, рассматривание иллюстраций, фотографий;
– игровые методы : игровые ситуации, сюрпризные моменты; инсценирование сказок;
– практические методы: изготовление мнемотаблиц по образцу и самостоятельно по заданию педагога;
– творческие методы: выполнение творческих заданий (самостоятельно придумать схемы-символы для мнемотаблицы, саму мнемотаблицу, использовать мнемотаблицу для заучивания стихотворений, пересказа сказок, составления рассказов).
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2014. – 207 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.
3. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
4. Белоусова Л. Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники : Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М. : Первое сентября, 2013. – 128 с.
5. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М. : Детство-Пресс, 2005.
6. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М. : Просвещение, 2013. – 221 с.
7. Карпова С. Н. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2011. – 198 с.
8. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34-36.
9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 304 с.
10. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М. : Детство-Пресс, 2009. –
20 с.
11. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2009. – 223 с.
12. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.