Ирина Петрова
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 434 "Родничок"
Подготовила воспитатель
Петрова И. В.
«Развитие речи детей раннего возраста по средствам дидактических игр»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в ДОО, это объясняется важностью периода раннего и дошкольного возраста в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития детей подтверждается и ФГОС дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и
удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Воспитатель в детском саду заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок.
Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей раннего возраста. Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно.
В ходе дидактической игры у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата.
Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Родителей волнует вопрос - как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении с детьми? Кого-то волнует вопрос - ребёнку уже два- три года, а слов - всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь, чтобы в будущем он мог точно и ясно излагать свои мысли, суждения?
Эта проблема и легла в основу моей работы: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры». Изучая данную проблему, я пришла к выводу: развитие речи детей посредством дидактической игры является приоритетным, оно представлено в следующих аспектах (Обследование предметов и игрушек с ребёнком, поручения, использование потешек и т. д.)
В работе с детьми раннего возраста я использую комплекс таких игр, в состав которого включены:
Игры на расширение словарного запаса детей («Кукла Катя идет на прогулку», «Угадай по описанию», «Подбери посуду для куклы», «На птичьем дворе», «Чудесный мешочек» и др.). Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «У куклы болят зубы», «Скажи, что ты слышишь?», «Поезд» и др.).
Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.).
Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Чего не стало» и др.).
Игры на развитие связной речи («Разноцветный сундучок», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т. п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.).
Используя дидактические игры по развитию речи в своей работе, мы помогаем детям в более доступной для них форме овладеть навыками
правильной и грамотной речи.
Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Если дидактические игры подобраны в соответствии с детскими возрастными потребностями, правильно проведены, то они, безусловно будут иметь успех. Обучение связной и грамотной речи игровым способом должно быть регулярным.
Список литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (полный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. В. В. Гербова «Развитие речи детей раннего возраста»
3. Б. Н. Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»
4. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой»
5. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей».