Герасина Людмила
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. С давних времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу рогатую, репку. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Одним из условий результативности является создание определенных условий в группе, развивающей предметно пространственной среды. Должны быть подобранны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книжки-игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто, серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, чистоговорки, прибаутки, колыбельные песенки и т. д. для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений». Материалы книжного уголка необходимо систематически обновлять в соответствии тематикой недели и интересов детей. Здесь же размещаются маски животных — курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр — «Теремок», «Репка»; театр — рукавичка «Колобок», «Курочка Ряба».
Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа (иллюстрации к потешкам) — «Наша Маша маленька…», «Жили у бабуси два веселых гуся». Всё это привлекает внимание детей, вызывает желание поиграть, инсценировать произведение. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. С этой целью подбираются потешки, игры, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, используются такие потешки как, например: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка — пригожий. Наша деточка в дому, что оладушек в меду. Красно яблочко в саду. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком. В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Через несколько дней дети уже сами с большой охотой будут идти в группу, просить прочитать потешку про петушка или другого персонажа. Особое место занимают музыкальные игры-потешки, на аудиодисках представлены песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно-моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр или логоритмических упражнений, которые также способствуют развитию речевого общения. Простые движения рук помогают убрать напряжение и не только снимают усталость, эмоциональное напряжение, но и повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениями — правильно держать ложку, чашку, умываться. Предлагаем пальчиковую гимнастику «Снеговик». Тра-та-та! Тра-та-та! Рады снегу детвора! Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика! Ком на ком поставили, глазки подведём, Нос - морковку вставим, шапочку найдем. Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок! Необходимо широко использовать малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях помогает потешка: «Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе белка, принесет орешки, для маминой потешке». Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки). Существуют потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой: «На кисоньку потягушечки, на деточку порастушечку». Малые формы фольклора также можно использовать и при формировании навыков самообслуживания и гигиены, при одевании после сна. Приучая детей мыть руки, лицо, важно вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождается такими потешками как: Водичка, водичка, Ай, лады, лады, лады, Умой мое личико. Не боимся мы воды, Чистая водичка, Чисто умываемся, Умоет Саше личикоДеткам улыбаемся. Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами используют народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю напевали: «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…». При игре, рассматривая с детьми разные сюжетные картинки, стараться комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится, и они с удoвольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру. В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с рoдителями можно развивать интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Результатом такой работы — положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей в группе, что важно для развития коммуникативных навыков. А также дети намного легче и с большим удoвольствием уcваивают все навыки самoобслуживания и гигиены.