Валентина Астраханская
Урок в 5 классе по русскому языку «Антонимы»
ТК урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Антонимы
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: знакомство с понятием «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Доброе утро, ребята!
Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? Ответы детей. Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
-Ребята, перед вами появились слова, давайте вместе попробуем подобрать к ним слова, противоположные по смыслу.
-Молодцы! У нас получилось подобрать очень много различных вариантов. А теперь давайте посмотрим какие слова подобрала я.
-Тему нашего сегодняшнего занятия вы узнаете, прочитав 3 букву каждого слова.
-Верно ребята, сегодня мы с вами познакомимся с такой интересной темой, как «Антонимы».
-Что же такое антонимы? И зачем они нужны? Может кто-то уже догадался?
-Я полностью с вами согласна!
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос, например: мокрый– сухой (прилагательное, какой, друг – враг (существительное, кто).
Подбирают.
Читают.
-Антонимы!
-Антонимы - это слова, противоположные по смыслу. А нужны они нам для более выразительной речи. Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися.
Фронтальная работа.
-Выполним задание на слайд.
Работа в группах.
-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на 3 группы по рядам. Ваша задача в течение 7 минут решить кроссворд, подбирая антонимы. (Приложение 1)
-Проверяем.
Физминутка
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
Отвечают.
Выполняют задание.
По очереди называют ответы. Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Индивидуальная работа.
-Ребята, сейчас я раздам вам задание на листочках. Ваша задача подобрать к данным существительным 2 глагола-антонима. Кому задание непонятно поднимите руку. (Приложение 2)
(Даю время на выполнение)
-Проверим, что у вас получилось.
-А теперь я каждого припрошу оценить свою работу и поставить себе отметки. Слушают задание.
Выполняют.
По очереди называют ответы.
Оценивают. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемового содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- С чем мы сегодня познакомились на занятии?
- Что такое антонимы?
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
- Где можно найти антонимы к словам?
- Какова роль антонимов в речи?
-Если вам было все понятно, и вы довольны своими результатами, поднимите, пожалуйста, руки вверх. Если что-то было сложно, и вы бы хотели что-то уточнить, разведите руки в стороны. Если было непонятно и вы не довольны данной работой, отпустите руки.
-Спасибо, ребята, за работу!
- Дома найти стихотворение, в котором используются несколько антонимов. Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)