Папки-передвижки

Урок в 5 классе по русскому языку «Антонимы»

Валентина Астраханская
Урок в 5 классе по русскому языку «Антонимы»

ТК урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Антонимы

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: знакомство с понятием «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Доброе утро, ребята!

Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? Ответы детей. Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-Ребята, перед вами появились слова, давайте вместе попробуем подобрать к ним слова, противоположные по смыслу.

-Молодцы! У нас получилось подобрать очень много различных вариантов. А теперь давайте посмотрим какие слова подобрала я.

-Тему нашего сегодняшнего занятия вы узнаете, прочитав 3 букву каждого слова.

-Верно ребята, сегодня мы с вами познакомимся с такой интересной темой, как «Антонимы».

-Что же такое антонимы? И зачем они нужны? Может кто-то уже догадался?

-Я полностью с вами согласна!

Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос, например: мокрый– сухой (прилагательное, какой, друг – враг (существительное, кто).

Подбирают.

Читают.

-Антонимы!

-Антонимы - это слова, противоположные по смыслу. А нужны они нам для более выразительной речи. Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися.

Фронтальная работа.

-Выполним задание на слайд.

Работа в группах.

-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на 3 группы по рядам. Ваша задача в течение 7 минут решить кроссворд, подбирая антонимы. (Приложение 1)

-Проверяем.

Физминутка

Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.

Отвечают.

Выполняют задание.

По очереди называют ответы. Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Индивидуальная работа.

-Ребята, сейчас я раздам вам задание на листочках. Ваша задача подобрать к данным существительным 2 глагола-антонима. Кому задание непонятно поднимите руку. (Приложение 2)

(Даю время на выполнение)

-Проверим, что у вас получилось.

-А теперь я каждого припрошу оценить свою работу и поставить себе отметки. Слушают задание.

Выполняют.

По очереди называют ответы.

Оценивают. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемового содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- С чем мы сегодня познакомились на занятии?

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Где можно найти антонимы к словам?

- Какова роль антонимов в речи?

-Если вам было все понятно, и вы довольны своими результатами, поднимите, пожалуйста, руки вверх. Если что-то было сложно, и вы бы хотели что-то уточнить, разведите руки в стороны. Если было непонятно и вы не довольны данной работой, отпустите руки.

-Спасибо, ребята, за работу!

- Дома найти стихотворение, в котором используются несколько антонимов. Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Публикации по теме:

Открытый урок по русскому языку «Творчество А. С. Пушкина» в 10 классе туркменской школы Цель урока: 1. Обучающая - дать понятие о выдающимся поэте А. С. Пушкина. - Формировать навыки устной, письменной и разговорной речи. 2 .Воспитательная.

Открытый урок по русскому языку в 10 классе туркменской школы «День космонавтики» Тема урока:, День космонавтики! ". Цель урока: Обобщить, закрепить знания представления в мире о первом космонавте Ю. А. Гагарина. Задача.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Урок в 5 классе по русскому языку «Антонимы»
Опубликовано: 25 апреля 2025 в 09:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок в 5 классе по русскому языку «Антонимы»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Астраханская (УИ 2796967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД