Кузнецова Ольга
Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных средств, для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикуляция находятся в прямой зависимости. И чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Доказано, что такие простые упражнения, издавна используемые народом, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» - это не просто развлечения для малышей, а инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, «пальчиковый театр». Эти пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей.
Публикация «Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Особое место среди всех игр занимают подвижные игры. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.
В большинстве своем подвижные игры сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Дети вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения.
При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности.
Также незаменимы в речевом развитии различные игры-театрализации. Все дети любят театр. Вначале я читаю детям сказку, а потом мы начинаем играть в нее. Дети обыгрывают сюжет сказки с игрушками, масками. Я использую кукол би-ба-бо, перчаточный, пальчиковый театр, театр на ложках и другие виды театра, которые мы изготовили своими руками совместно с родителями. Особенно важно, я считаю, использование развивающих возможностей игры-театрализации для застенчивых, малообщительных детей. Роль помогает им развить смелость, активность, найти друзей в коллективе сверстников.
Широко распространенным методом работы являются дидактические игры, которые я провожу с картинками, предметами, игрушками и на вербальной (словесной) основе. В дидактических играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать ранее приобретенные знания и словарь в новых условиях. Игровые действия дают возможность активизировать имеющийся запас слов и освоить новые группы слов.
В своей работе использую настольно-печатные игры «Лото», «Парные картинки», «Четвертый лишний» и др., которые закрепляют знания детей об овощах и фруктах, животных и их детенышах, одежде, посуде и т. д.
В играх «Чудесный мешочек», «Больше - меньше», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому» дети учатся видеть особенности предметов и выделять их характерные признаки качества, закрепляются знания о цвете, величине, обогащается словарь прилагательными, числительными, наречиями. Использование дидактических пособий, таких как «Парные картинки», «Игровой домик», «Незаконченная картина», «Найди, кто спрятался», «Кубики Блума» и других, способствует развитию умения строить предложения, использовать в речи предлоги, обозначать словами действия персонажей.
Игры «Найди звук», «Угадай слово», «Составь слово из букв», составление звуковых схем позволяют в интересной и доступной форме знакомить детей со звуками и буквами родного языка.
Таким образом, дидактические игры – это обучающие игры, которые способствуют обогащению словаря и развитию активной речи детей.
Особый характер носят сюжетно-ролевые игры. Это игры, которые дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений основываются на жизненном опыте детей.