Мария Воропаева
Развитие речи детей на втором году жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей на втором году жизни.
Работа по развитию речи детей второго года жизни организуется более разнообразно, чем на первом году.
Речевые навыки у ребенка формируются в процессе бытового общения со взрослыми,во время игр, во время чтения художественны произведений, на специальных занятиях.
Публикация «Развитие речи детей на втором году жизни» размещена в разделах
Взрослые к ребёнку всегда обращаются со связной речью. Воспринимая эту речь, ребёнок сам вычленяет из неё отдельные звуки, слова и грамматические формы. Чтобы облегчить детям усвоение речи, взрослые должны помогать им. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые слышит часто. Вот почему с ним нужно говорить постоянно, но говорить чётко немногословно, так, чтобы он понимал, что данное слово служит для образования определённого предмета. Говорить надо медленно, выразительно, повторяя одну и те же слова в подходящий момент: надень рубашку, возьми лопатку, ешь кашу, пей молоко, подай машину, отойди от окна.
Произносить слова нужно так, чтобы ребёнок и слышал слово, и видел, как его произносят, то есть видел движение губ взрослого. При разговоре ребёнок часто смотрит на рот говорящего,сам шевелит губами.
Развитию грамматического строя речи на втором году жизни ребенка способствуют и специальные предметные занятия. Ребенок должен получить, перенять от взрослых предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющихся компонентам связной человеческой речи, овладев которой позже он осознает окружающий мир,войдет в человеческое общество как его полноправный член. Например, разложив на столе игрушки, воспитатель учит произносить их название. Вначале он следит за тем, чтобы дети просто правильно называли игрушки: это машина, это кубик, это кукла Катя, это коляска и та далее, затем можно несколько усложнить задание за счет изменения падежной формы: Дай мне машину; Дай Ларисе куклу Дай Феде мишку; . Воспитатель учит ребенка говорить : На машину; На куклу; На мишку. Можно провести занятие и в виде игры: воспитатель спрячет предмет, потом его и покажет и назовёт. Эти действия должны обязательно сопровождаться мимикой. Например,спрятав зайца, воспитатель говорит с жалостью: «Нет зайчика», а потом, вынув игрушку, обрадованно произносит : «Кто это? Зайчик! Скажи: «Зайчик».
Знакомя детей на занятиях с величинами,воспитатель вводит слова большой-маленький, больше-меньше. Например, сравнивая две игрушки он чётко произносит, выделяя голосом слова-признаки: «Это маленькая машинка, это большая машина. Дай маленькую машинку. Положи кубики на большую машину».
В этом возрасте важно приучить детей к различению цветов и называть их соответствующими словами.
Очень много в развитии наблюдательности, а следовательно,мышления и речи дает прогулка. Вот почему на прогулке надо обязательно говорить с ребёнком, называя,поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать на разговор. Ребенок должен научиться понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из двух-трех действий, например: «Подойти к полке, возьми мишку, принеси мне.» понимать и выполнять указания воспитателя о поведении в группе (можно нельзя, нужно,о взаимодействиях с другими детьми (не мешай, помоги, подай, отдай игрушку, возьми книжку, встань подвинься, убери стул,
Случается что ребенок,который уже может сказать, что он хочет, при просьбе, обращённой к воспитателю, использует мимику и жест,а не слова. Тогда надо создать для него такую ситуацию, чтобы он назвал слово. Например, на прогулке малыш просит у воспитателя совок, но слово не произносит, а показывает на предмет. Создавая атмосферу непонимания, предлагая ребенку лопатку, формочку для песка, воспитатель заставляет его в конце концов произнести слово совок.
Развитию речи ребёнка способствует и показ картинок, на которых изображены знакомые предметы. Рассматривание картинок нужно всегда сопровождать вопросами : «Что это? Что делает?», то есть побуждать ребенка говорить. Пользуясь картинкой, можно учить детей произносить предложения, например: «Кого держит девочка? Скажи : «Девочка держит мишку». С кем играет девочка? Скажи: «Девочка играет с мишкой».
В целях развития речи полезно читать детям небольшие стихи из А. Барто «Для самых маленьких». К двум годам дети, как правило, имеют в своём активе300 слов. Это названия окружающих предметов, названия признаков, обозначающих цвет (зелёный огурчик, зелёный листок, красный помидор, желтое солнышко, желтый лимон), величину (большая пирамида, свойство предмета (пушистый котёнок, тёплая кофточка) и другие словосочетания; это названия действий, понятных детям: спать, принести, убрать, подать, выкинуть и другие
С двух лет ребенок уже употребляет местоимение я,а не говорит о себе в третьем лице.
ВУ заключении ещё раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии речию