Свиридова Ольга Ивановна
Аттестация на повышение квалификации «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности
детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Публикация «Аттестация на повышение квалификации „Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Аттестация
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Я работаю с детьми раннего возраста на протяжении 2-х лет. Всё это время наблюдаю за детьми, за их развитием. Наблюдая за тем, как развивается речь детей, как играют малыши, я сделала вывод о том, что с каждым годом ситуация ухудшается.
Дети перестали общаться между собой с помощью речи, не вступают в диалог. А ведь развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими необходимо. И начинать эту работу надо уже в раннем возрасте.
Побеседовав с родителями, проведя небольшой опрос, наблюдая за общением между взрослым и ребёнком, я решила начать работу над развитием речи детей в игре.
В 2016 – 2018 учебном году я выбрала для исследования тему: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности».
Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей.
Таким образом, я определила для себя цель и задачи работы по теме: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности».
Цель:
- развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:
- формирование словаря;
- развитие звуковой культуры речи, связной речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие речи как средства общения.
(представлены на слайде)Образовательную деятельность строю на основании :
-Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- конвенция о правах ребенка
Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, особенностей детей данного возраста, передового опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через игровую деятельность.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевому общению ребёнка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
В своей педагогической деятельности использую расширение игровой среды за счёт целенаправленных педагогических воздействий, которые оказывают эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью игровой деятельности. Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок мог легко включиться в игровую ситуацию. При построении среды учитываю требования в ФГОС. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, шнуровка, игры с карандашами, прищепками, песком, фасолью, пластилином; пальчиковое рисование
Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка : стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Большое влияние для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук оказывают народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца, мячи и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями.
Еще одна из технологий, применяемая в моей практике – технология артикуляционной и дыхательной гимнастики. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое дыхание и четкость речи часто нарушаются.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, маски, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими.
С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. Так играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь. (пример свой)
В работе с детьми раннего возраста считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.
Мною было проведено открытое занятие по данной теме «Зимняя прогулка». Цель занятия –Совершенствовать двигательную активность, закреплять навыки ходьбы подгруппой, обращать внимание детей на красоту природы, используя стихи, побуждать повторять их; знакомить со свойствами снега — холодный, белый, развивать зрительное восприятие, внимание, мышление и воображение, наблюдательность.
Я использовала такие приемы, как: Рассматривание иллюстрации о зиме, рассматривание иллюстраций «Зимнее забавы», беседа по сюжетной картинке «Катаемся на саночках»,Д/и «Оденем куклу на прогулку», разучивание п/и «Снижинки-балеринки», «Саночки», разучивание динамической паузы «Одевалочка», пальчиковые игры с элементом самомассажа, чтение и разучивание стихов о зиме, разучивание песенки «Машенька-Маша»
Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это: Индивидуальные беседы,
Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», для чего нужна «Пальчиковая гимнастика», родительские собрания. Старалась привлекать родителей принимать участие к организации развивающей среды : создание книжек малышек, дидактических игр. Так же совместно с родителями выполняли творческие задания и предлагали участие в различных конкурсах и выставках, как детского сада, так и группы. Родители очень легко и активно отзываются на наши просьбы.
В своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла роль воздействия игровой деятельности на речевое развитие детей раннего возраста, обогатила предметно-развивающую среду и разнообразила, изучила механизм руководства игрой и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, применяла разнообразные формы работы с родителями.
Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.
Я считаю, что выбранная мною тема достаточно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.