Александра Смирнова
План по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
воспитателя Смирновой
Александры Вячеславовны
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(2018-2019 учебный год)
Целенаправленное развитие речи младших дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей младшего возраста в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.
В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.
Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Цель:
Становление, совершенствование и развитие всех сторон речи. Способствование формирования у ребенка потребности в увлекательном процессе познания; стремление к активному поиску решений на пути достижения цели.
Задачи:
• Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, постепенно расширяя и обновляя их социальные связи.
• Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и стимулировать его к активности речи.
• Использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.
• Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
• Использовать игру как средство наибольшего развития речи детей, где игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.
• Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной теме.
• Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
• Составить перспективный план работы с детьми и родителями
• Провести досуг для детей и родителей
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
Изучение литературы:
Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2000.
Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 2002.
Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3.
Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2006.
Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-Пресс, 2004.
Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4.
Нищева Н. В. Развивающие сказки : Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год.
Пичугина Е. А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - М. : Мозаика-Синтез, 2007 -
Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2001.
Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О. С. Ушаковой. - Самара, 2001.
Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М. : Просвещение, 1990.
Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. - М. : Просвещение, 2000.
Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Адаптационные игры с детьми. Консультация «Развитие речи детей раннего возраста»
Октябрь Внедрение в работу с детьми новых дидактических игр и пособий. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе
Ноябрь Заучивание пальчиковых игр Оформление папки-передвижки «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике»
Декабрь Игры в пальчиковый театр с детьми. Консультация "Взрослые, дети, игра "
Январь Конструирование из палочек «Лесенка», «Треугольник». Анкетирование «Во что и как играют ваши дети».
Февраль Игра «За покупками в магазин» (приложение 1) Консультация для родителей на тему «Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
Март Учить детей инсценировать руками стихи - «Мы делили апельсин» Мастер-класс для родителей «Игра в жизни ребенка»
Апрель Театрализ. игра по сказке «Репка» Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).
Май Итоговое развлечение по теме Спектакль для детей по сказке «Теремок»