Глазунова Юлия
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.
Одним из главных компонентов обучения общению является речевое развитие детей. Этот процесс работы над развитием речи нередко бывает длительным и не простым. Но это не страшно. Профессия воспитателя как раз и замечательна тем, что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче речь - средство выражения мыслей и чувств. Работая с ребёнком, даже самым маленьким, который только начинает говорить, мы, взрослые, вкладываем в него частичку своей души, своего сердца.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Ребёнок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает : это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
В процессе речевого общения с детьми мы используем и невербальные средства (мимика, пантомимические движения, которые выполняют важные функции:
• помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями;
• помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,.);
• способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
• помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
• являются образцами поведения детей;
• выполняют социальную, воспитывающую функцию.
Речь является средством приобретения знаний, развития психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием маленького человечка. Обучая ребёнка родной речи, взрослые, одновременно способствуют развитию его интеллекта и эмоциональной сферы.
Звучащая речь входит в жизнь малыша ещё до появления на свет, что небезразлично для будущего психического благополучия ребёнка. Мать начинает разговаривать с ним, когда он ещё не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врождённой повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Общение малыша с матерью не проходит бесследно. С первых месяцев жизни он активно откликается на голос матери и других близких, которые находятся с ним рядом с момента его рождения. От степени близости между взрослыми и малышом, характера общения между ними во многом будет зависеть развитие ребёнка, его речь.
Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребёнок развивается нормально : у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать. Так как речь развивается в процессе подражания.
Когда ребёнок приходит в детский сад, расширяется круг его общения. Он учится общаться со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится слушать, слышать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Большие требования предъявляются к речи воспитателя. Речь должна быть чёткой выразительной, неторопливой.
Речь развивается тогда, когда у ребёнка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого необходимо создать определённые условия. Для успешного развития ребёнка нужна предметно-развивающая среда, так как ведущей деятельностью становится предметная. Ребёнок раннего возраста очень активно осваивает действия с игрушками (пирамидками, машинками, куклами и т. д., театрами (кукольный, настольный пальчиковый и т. д., проявляет интерес к предметам ближнего окружения, особенно к тем, что в руках взрослого. Он пытается подражать действиям взрослых и их речи. Главная задача воспитателя сделать деятельность насыщенной и разнообразной. При общении с ребёнком важно комментировать свои действия и сопровождать речью действия ребёнка с предметами. Он будет запоминать названия предметов, их свойств, названия действий. Впечатления, накопленные малышом в предметной деятельности, создают основу для обогащения и расширения словаря. Необходимо поощрять попытки ребёнка самостоятельно говорить. Малыш начинает активно разговаривать, когда взрослые захотят его слушать.
Особенно во время адаптации необходимо создавать развивающую среду, которая привлекает внимание детей, и наполнять её разнообразным материалом и оборудованием. Больше всего детей привлекает книжный уголок, театральный уголок, особенно варежковый и пальчиковый театры. Малыши с удовольствием слушают и смотрят сказку с любимыми героями, у них поднимается настроение, развивается речь. Театральные игры оказывают большое влияние на всестороннее развитие детей, воздействует целым комплексом художественных средств.
Художественная литература также является важным помощником в трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности. Надо как можно чаще рассказывать, читать детям народные и авторские сказки, потешки, стишки. Дети любят слушать стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского. Литературные произведения этих авторов остаются верными спутниками на протяжении всего детства. А также любую деятельность необходимо сопровождать произведениями устного народного творчества (потешки при умывании, одевании и т. д.).
Ещё очень важное средство развития речи ребёнка - это стимуляция мелкой моторики. Необходимо развивать подвижность и ловкость пальчиков малыша. Чем лучше он овладеет движениями своих ручек, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры, в том числе и пальчиковый театр и т. д.
Качество речи - показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Поэтому необходимо создавать такую обстановку, в которой малыш не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью. Лучше всего получается это через игру (настольную, дидактическую, подвижную, хороводную).
Развитие речи в раннем детстве идё т по двум линиям: совершенствуется внимание к речи взрослых и формируется собственная активная речь. Речь начинает выполнять свои ведущие функции: коммуникативную (формируется потребность в речевом общении, познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребёнку собственного опыта, регулирующую (ребёнок начинает сопровождать свои действия речью).
Мы осуществляем контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль - способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, стянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.