МААМ-картинки

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Глазунова Юлия
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Мечта всех родителей – вырастить своего ребёнка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.

Одним из главных компонентов обучения общению является речевое развитие детей. Этот процесс работы над развитием речи нередко бывает длительным и не простым. Но это не страшно. Профессия воспитателя как раз и замечательна тем, что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче речь - средство выражения мыслей и чувств. Работая с ребёнком, даже самым маленьким, который только начинает говорить, мы, взрослые, вкладываем в него частичку своей души, своего сердца.

Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребёнок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает : это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

В процессе речевого общения с детьми мы используем и невербальные средства (мимика, пантомимические движения, которые выполняют важные функции:

• помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями;

• помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,.);

• способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

• помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

• являются образцами поведения детей;

• выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Речь является средством приобретения знаний, развития психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием маленького человечка. Обучая ребёнка родной речи, взрослые, одновременно способствуют развитию его интеллекта и эмоциональной сферы.

Звучащая речь входит в жизнь малыша ещё до появления на свет, что небезразлично для будущего психического благополучия ребёнка. Мать начинает разговаривать с ним, когда он ещё не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врождённой повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Общение малыша с матерью не проходит бесследно. С первых месяцев жизни он активно откликается на голос матери и других близких, которые находятся с ним рядом с момента его рождения. От степени близости между взрослыми и малышом, характера общения между ними во многом будет зависеть развитие ребёнка, его речь.

Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребёнок развивается нормально : у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать. Так как речь развивается в процессе подражания.

Когда ребёнок приходит в детский сад, расширяется круг его общения. Он учится общаться со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится слушать, слышать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Большие требования предъявляются к речи воспитателя. Речь должна быть чёткой выразительной, неторопливой.

Речь развивается тогда, когда у ребёнка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого необходимо создать определённые условия. Для успешного развития ребёнка нужна предметно-развивающая среда, так как ведущей деятельностью становится предметная. Ребёнок раннего возраста очень активно осваивает действия с игрушками (пирамидками, машинками, куклами и т. д., театрами (кукольный, настольный пальчиковый и т. д., проявляет интерес к предметам ближнего окружения, особенно к тем, что в руках взрослого. Он пытается подражать действиям взрослых и их речи. Главная задача воспитателя сделать деятельность насыщенной и разнообразной. При общении с ребёнком важно комментировать свои действия и сопровождать речью действия ребёнка с предметами. Он будет запоминать названия предметов, их свойств, названия действий. Впечатления, накопленные малышом в предметной деятельности, создают основу для обогащения и расширения словаря. Необходимо поощрять попытки ребёнка самостоятельно говорить. Малыш начинает активно разговаривать, когда взрослые захотят его слушать.

Особенно во время адаптации необходимо создавать развивающую среду, которая привлекает внимание детей, и наполнять её разнообразным материалом и оборудованием. Больше всего детей привлекает книжный уголок, театральный уголок, особенно варежковый и пальчиковый театры. Малыши с удовольствием слушают и смотрят сказку с любимыми героями, у них поднимается настроение, развивается речь. Театральные игры оказывают большое влияние на всестороннее развитие детей, воздействует целым комплексом художественных средств.

Художественная литература также является важным помощником в трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности. Надо как можно чаще рассказывать, читать детям народные и авторские сказки, потешки, стишки. Дети любят слушать стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского. Литературные произведения этих авторов остаются верными спутниками на протяжении всего детства. А также любую деятельность необходимо сопровождать произведениями устного народного творчества (потешки при умывании, одевании и т. д.).

Ещё очень важное средство развития речи ребёнка - это стимуляция мелкой моторики. Необходимо развивать подвижность и ловкость пальчиков малыша. Чем лучше он овладеет движениями своих ручек, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры, в том числе и пальчиковый театр и т. д.

Качество речи - показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Поэтому необходимо создавать такую обстановку, в которой малыш не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью. Лучше всего получается это через игру (настольную, дидактическую, подвижную, хороводную).

Развитие речи в раннем детстве идё т по двум линиям: совершенствуется внимание к речи взрослых и формируется собственная активная речь. Речь начинает выполнять свои ведущие функции: коммуникативную (формируется потребность в речевом общении, познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребёнку собственного опыта, регулирующую (ребёнок начинает сопровождать свои действия речью).

Мы осуществляем контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль - способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, стянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 18:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Глазунова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД