Жукова Елена Юрьевна
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Посредством игровой технологии на занятиях по литературному развитию мы развиваем речевые и коммуникативные функции у детей с ТНР. Одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. В целях повышения интереса ребенка к выполнению заданий, в своей практике я использую современные игровые технологии.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой технологии» размещена в разделах
Более подробно я хотела бы остановиться на примере настольной игры для пересказа. Пересказ является высшей формой развития связной речи, нами была создана развивающая книга, по мотивам сказки «Три поросенка» и настольная театральная игра «Теремок».
Работа организуется с учетом основных педагогических принципов и осуществляется поэтапно. На начальном этапе проводится знакомство со сказкой (чтение, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций, разъяснение новых слов и понятий). На следующем этапе включаются артикуляционные упражнения «улыбка поросенка», «качели», «вкусное варенье». Игры на развитие дыхания «сдуй бабочку», «ветерок», «подуй на льдинку»,» подуй на осенние листочки», «ветерок и дождь», «сдуй снежинки». А также детям предлагается подуть, как волк, на домики поросят, изготовленные из различных материалов. Проводится работа по развитию фонематического слуха и восприятия. Используются игры «узнай звоночек»,» поймай звук», звуко-буквенный анализ слов из сказки.
На заключительном этапе проводятся игры-инсценировки, с использованием пальчикового театра. Важно научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но изображать этого героя мимикой, жестами, движениями, для того, чтобы ярче передать характер персонажа. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грам. Строя и связной речи.
В работе по развитию связной речи используются разные формы пересказа: составление рассказа по серии сюжетных картин, описание пейзажной картины, обучение рассказу-описанию предметов, творческое рассказывание. Во время пересказа включаются упражнения на моделирование сюжета с помощью наглядной схемы, иллюстративного панно, упражнения на восстановление дифференцированного текста (подбор в текст пропущенных слов, словосочетаний, составление творческих пересказов, пересказ с изменением последовательности событий.
Таким образом, через игровую деятельность происходит формирование и повышение речевой активности ребенка, интереса к художественной литературе, обогащение активного словаря, развитие связной речи у детей с ТНР. Знакомство с художественной литературой развивает в ребенке эмоциональную отзывчивость и приобщает к нравственным и культурным ценностям.