Татьяна Смирнова
Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.
Тихеева Е. И.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка. Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Лисина М. И., Шахнарович А. М., Жукова Н. С., Филичева Т. Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ. Но конечная цель это овладение речью как средством общения.
Публикация «Проект „Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Актуальность: На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
2. Цель и задачи проекта
Цель: Развивать свободное общение с взрослыми и детьми через игру, овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи: Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;
Формирование умений и навыков по составлению рассказов – описаний, пересказа с использованием карточек-схем, символов;
Обогащение словаря и грамматического строя речи детей речевыми играми и упражнениями.
Развитие мелкой моторики рук через различные виды игр, упражнений.
Предметом исследования: дети средней группы №2 Тип проекта : игровой, групповой Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители
3. Методы и формы работы:
Работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков. Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др. Показ и объяснение артикуляции в группе часто включается в игровой сюжет («Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения.
3.1. Методы речевого развития :
1. Наглядные:
- метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)
- Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
2. Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений
- заучивание наизусть
- пересказ
- обобщающая беседа
- рассказывание без опоры на наглядный материал
3. Практические:
- дидактические игры
- игры-драматизации
- инсценировки
- дидактические упражнения
- хороводные игры
3.2. Виды игровой деятельности :
- дидактические игры
- подвижные игры
- театрализованные игры
- сюжетно – ролевые игры
- пальчиковая гимнастика
4. Сроки реализации проекта октябрь-февраль(2015-2016г.)
1. Предварительный:
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
2. Основной.
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
3. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов. Открытое итоговое занятие сюжетно-ролевой игры «Город мастеров». Презентация проекта.
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми. Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.