Погомий Евгения
Система развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Раздольненский детский сад №1 «Звездочка»
Раздольненского района Республики Крым
детей дошкольного возраста
через театрализованную деятельность
Подготовил: Погомий Е. Г.
Дата:22.12.2017г
Публикация «Система развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность: В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Значение театрализованной деятельности :
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
•улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Чтобы создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности педагог делает анализ программно-методических материалов; определяет содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников; создает предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности; выявляет уровень освоения детьми образовательной программы по речевому развитию; приобщает родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи для детей :
• воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
• воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
• совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Элементы педагогических технологий:
здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
игровые технологии;
интегрированное обучение;
взаимодействие с семьёй;
творческой технологии – ТРИЗ;
групповые;
проблемное обучение.
Творческие приё мы и методы:
знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения); моделирование; ситуация «проживания»; противоречий и доказательств; ассоциаций; коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание); организация творческого поиска; аналогий; просмотр видеофильмов; слушание аудиозаписи; словесное рисование; проектов; хоровое и индивидуальное пение; разговор по телефону;
нетрадиционные методы рисования и аппликации; коллаж из сказок; релаксации; музыкотерапия.
Содержание деятельности :
Артикуляционная гимнастика, чистоговорки и скороговорки, пластические этюды, мимические этюды, загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний, упражнения на воображение, упражнения на напряжение и расслабление мышц, упражнения на имитацию движений, упражнения на активизацию словарного запаса, упражнения на интонационную выразительность, упражнения на формирование разговорной речи, упражнения на отбивание ритма, упражнения на речевое дыхание, игры со словами и без слов, хороводные игры, подвижные игры с героями, обыгрывание эпизодов, инсценирование сказок, потешек, стихов, показ театрализованных представлений.
Виды театров : перчаточный, театр камней, настольный, кукольный, пальчиковый театр, на фланелеграфе. Костюмированный, масочный театр, на палочках, теневой.
Работа с родителями:
родительские собрания, встреча за круглым столом, вечера вопросов и ответов, анкетирование, дни открытых дверей, проекты, «Дни добрых дел», консультации, создание буклетов и брошюр, выставка книг, индивидуальные беседы, досуг, выставка фотографий, фотовыставки с рассказом, творческие совместные выставки, папки-рекомендации.
Мероприятия с педагогами в дошкольном учреждении :
Консультации «Чем хороши театрализованные игры?» и др.
Выставки методической литературы и альбомов по теме, презентации
Оформление фотовыставок
Мастер-класс по постановке театрализованного представления.
Вывод:
Дети более сознательно пользуются языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась их речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.