Светлана Григорьевна Хайрова
Развитие речи средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой либо области науки, культуры, технике и т. п. .
Самообразование- это один из путей повышения профессионального мастерства педагога; это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Публикация «Развитие речи средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Приоритетным направлением в своей работе считаю познавательно- речевое развитие через театрализованную деятельность. Прежде чем начать работу по выбранной теме самообразования, мною были изучены методические программы и пособия. Так же был изучен педагогический опыт по теме, других воспитателей различных садов.
Актуальность темы: Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или телевизором) редко слышит сказки или рассказы из уст родителей. Поэтому появляются следующие проблемы:
• -Речь ребенка состоит из простых нераспространенных предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо)
• -Недостаточный словарный запас, неумение подобрать синонимы – назвать признаки предмета.
• -Не может правильно сформулировать свой вопрос.
• -Неспособен построить монолог, например рассказ на предложенную тему, не может пересказать своими словами.
• -Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать, выразить протест.
• -У ребенка отсутствует культура речи, не умеет использовать интонации, регулировать громкий голос и темп речи.
• -Плохая дикция.
Цель:
1. Развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи: Стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса.
1) Развивать связную, грамматически правильную, выразительную диалогическую и монологическую речь.
2) Совершенствовать артикуляционный аппарат.
3) Развивать звуковую и интонационную культуру речи.
4) Овладевать навыками общения и коллективного творчества.
Для достижения поставленной цели и задач необходимо создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Организация театрально-игровой среды в группе началась с подборки игрушек, атрибутов, литературных произведений, театральных кукол и костюмов. Для музыкального оформления спектакля в группе есть магнитофон, диски. Оформлены театральные уголки для самостоятельной деятельность детей, де имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.
Планируемый результат:
Ребенок активно и с интересом участвует в театрализованных постановках разного вида театра в качестве актера, с интересом следит за происходящим из зрительного зала в качестве зрителя. Активно принимает участие в подготовке театрального представления.
Работа над постановкой проходит в несколько этапов:
Подготовительный этап
Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовлением костюмов и атрибутов, работу над ролью. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведение, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организации работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным и кукольным театром по сказкам, в первые проводится проигрывание частей драматизации,пробование ролей.
Это позволит адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности. Основной этап
Целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению перед публикой. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
-Работа над ролью (составление словесного портрета героя)
-Работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он думает в данный момент). Основная задача – помощь ребенку в смысле слов и текста.
-Работа над речью
-Работа над сценической выразительностью:определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, мимики, интонации.
-Работа над характером роли
Работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли.
Заключительный этап
Посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
Аналитический этап
Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация для коллег.
Работа с родителями проводилась через такие формы :
1) Консультация на тему ”Чем хороши театрализованные игры”.
2) Индивидуальные беседы на тему ”Как проявляет себя ребенок в театрализованной игре”
3) Выставки фотографий ”Юные актеры”
4) Представление для родителей или презентация
Вывод: В результате целенаправленного использования театрализованных игр, непосредственной образовательной деятельности, а так же во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьется мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.