Оксана Демиденко
Развитие речи через художественное слово
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи -это важнейшее условие всестороннего развития детей. В последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, развитие речи не соответствует возрастным нормам. Важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Публикация «Развитие речи через художественное слово» размещена в разделах
Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.
Речь ребенка в большинстве случаев развивается стихийно (в семье, на улице при помощи СМК). Однако такая стихийная речь не всегда является правильной и иногда совсем не соответствует нормам речевой культуры (в речи детей можно услышать слова просторечия, жаргона или даже ругательные слова).
Развитие речи - это процесс длительный и сложный, творческий и только поэтому нужно, чтобы дети хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы сможем научить ребёнка говорить правильно, тем легче он будет чувствовать себя в коллективе. Научить детей красноречиво выражать свои мысли, правильно строить свои высказывания, пополнить активный словарный запас, развить эстетический вкус, воспитать правила хорошего поведения в обществе и семье поможет чтение художественной литературы.
Чтение художественной литературы помогает мне решать многие задачи речевого развития детей. Путем чтения произведений художественной литературы идет пополнение словарного запаса, усвоение грамматически правильного построения текста, воспитание культурного поведения и культуры речи (беря пример с персонажей). Путем анализа содержания и структуры произведений – формирование связной речи : умения выражать свое мнение, грамотно строить свои высказывания, использовать сложные предложения. Прослушивая и пересказывая в дальнейшем какие -либо произведения, дети учатся эмоционально окрашивать свою речь, передавая настроение рассказа (сказки, стихотворения) и отношение к его персонажам и событиям.
Особое внимание уделяю заучиванию стихотворений. Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому подбираем такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма.
Конечно же, при прочтении стихотворений детям, я придерживаюсь основных правил. Во-первых, перед прочтением произведения детям обязательно объявляется его название и автора. Во-вторых, происходит разбор непонятных слов, для того, чтобы дети четко понимали, о чем говорится в произведении, и не теряли основную мысль. В третьих, текст читается с выражением, в среднем темпе, четко произнося каждое слово. После прочтения произведения, я обязательно выслушиваю мнение детей о данном произведении. При желании детей, произведение может быть прочитано повторно. Для закрепления и заучивания стихотворений, я использую индивидуальные тетради, в которых записывается текст с названием и автором стихотворения. В дальнейшем дети с родителями делают рисунок или аппликацию к данному произведению. Стихотворения выбираются в соответствии с возрастом и интересами детей и тематикой недели.
Практика показывает, что благодаря связи слов с картинками, детям легче и быстрее запоминаются стихи наизусть. В свободное время дети берут тетрадь и с удовольствием по картинкам рассказывают любое стихотворение.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он их усвоит налету».
Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.
Воспитатель МКДОУ д/с
№178
1 кв. категории
Демиденко
Оксана
Николаевна