Анна Романенко
Развитие речевых и мыслительных процессов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевых и мыслительных процессов у дошкольников.
Консультация для воспитателей МДОУ
Школьное обучение требует от учащихся напряженного умственного труда и работоспособности. Предпосылки активной и сознательной учебы в школе
формируются в период дошкольного детства.
Публикация «Развитие речевых и мыслительных процессов у дошкольников» размещена в разделах
Готовность к учебной деятельности складывается из многих компонентов. Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых четко сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.
Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях малыша, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем выше влияние словесно-логического мышления на речь.
Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребенка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребенка и сопровождается речью.
Занимаясь с детьми, проговаривайте все, что делаете сами, и активизируйте речь детей. Создавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжению. Никогда не думайте за ребенка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености мысли,
Как часто, спрашивая о чём-то, мы тут же слышим от детей: "Я не знаю, я не умею". Ребенку просто не хочется думать. В этих случаях надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно использовать наводящий вопрос, наглядность, привлечь прошлый опыт
Требуйте развернутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств, следите за логичностью изложения.
Не превращайте занятия с ребенком в повинность, чтобы не отбить у него интерес.
Переходите постепенно к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Учить детей логическому мышлению надо постоянно.
В любой ситуации надо думать.
Это можно сделать, гуляя на улице, на экскурсии, одеваясь в раздевалке, в умывальнике. Пусть ребенок сам ищет наиболее рациональное решение, например:
Что случиться, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
Как достать тот или иной предмет.
Как поступить, если в лесу нашли несколько грибов, а положить их не во что.
Может ли трамвай объехать человека, стоящего на рельсах?
Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
Летом можно кататься на лыжах? Почему?
Чем столб отличается от дерева?
Для чего зимой надевают шубу? и т. д.
Ребенок видел, как наклоняются веточки деревьев от ветра. Обязательно используйте этот его жизненный опыт и попросите его сказать: в каком направлении дует ветер на предъявленной ему картинке,
какая погода, если девочка, собираясь в школу, надевает резиновые сапоги и берет зонт.
Очень полезны игры с сюжетными картинками. Разложите три-четыре картинки, связанные единым сюжетом. Пусть ребенок рассмотрит их, а затем разложит по порядку ("Что было сначала?"; "Что случилось потом?"). Если возникают трудности, не подсказывайте сразу, а задайте наводящий вопрос. Ребенок должен понять зависимости в изображенных ситуациях. После того как он разложил картинки, попросите составить маленький рассказ, придумав к нему заголовок. В тех случаях, когда ребенку сложно самостоятельно разложить картинки в нужной последовательности, используйте другой вариант. Положите сами вторую или третью и попросите найти первую ("Что было до этого?", а затем последнюю ("Чем закончилось?").
Загадки, задачи-шутки и текстовые упражнения для развития речи и мышления
Дети любят отгадывать загадки. Их можно отгадывать и гуляя, и играя, на улице и дома. Придумывайте сами и учите детей сочинять загадки.
• Зимой на прогулке вы спрашиваете: «Что это? "Белый, легкий, в руках тает"; "Сами маленькие, а человек на них с горки едет"; "Пушистый, ходит, мяукает"».
• Положите картинки с изображением отгадок, а затем поочередно предлагайте загадки. Например, положите картинки с изображением книги, петуха, моркови, лука и попросите отгадать загадку:
"Красная девица сидит в темнице, а коса на улице";
Можно предложить рисунки с изображенными отгадками.
Поочередно говорите загадку и просите ребенка показать или назвать отгадку:
"Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собака лает, да достать не может"; "Рано встает, людям спать не дает"; "Сто одежек и все без застежек";
• Особое удовольствие вызывают у детей игровые действия. Например, загадывая загадку, взрослый производит определенные действия, по которым ребенок и должен ее отгадать (взрослый тяжело ступает, переваливается с ноги на ногу, рычит, изображая медведя).
• Детям старше 6 лет полезны задачи-шутки на смекалку, внимание, понимание грамматических конструкций типа:
"Катя выше Нины, а Нина выше Лены. Кто самый высокий?"; "Меня зовут Тамара. У моего брата только одна сестра. Как ее зовут?"; "Одна курица живет два года. Сколько лет живет полкурицы?"; "На сосне выросло одно яблоко, а потом еще два яблока. Сколько всего яблок выросло на сосне?".
• Вы читаете или рассказываете коротенький текст, содержание которого может быть понятно лишь при анализе ситуации. Ребенок должен понять смысл и сделать вывод. Например:
Мама шла из магазина и несла в руках тяжелые сумки. Мальчик решил помочь маме и сказал: "Мамочка, дай мне одну сумку, а меня возьми на ручки ". Правильно ли решил мальчик?
• Кто больше придумает слов на заданную букву или назовет цветов, зверей.
• Предложите ребенку называть слова противоположного значения. Например, вы говорите "большой", а ребенок — "маленький"(толстый— тонкий, широкий—узкий).
• Можно называть признаки знакомых предметов. Например, яблоко — большое, круглое, сочное, вкусное; сосна — высокая, зеленая; огурец — зеленый,.
• Можно предложить ребенку закончить предложение. Например, взрослый начинает: "Зимой холодно, а летом. "; "После весны наступает. "; "В лесу мы собирали. "
• Более сложный вариант — составление рассказа, когда взрослый начинает, а ребенок продолжает. В случае затруднений взрослый произносит соответствующую фразу и просит продолжить, чтобы получился рассказ. Дети любят "сочинять", и надо помогать им в этом.
Стимулируют мыслительную активность детей и задания на установление закономерностей.
• Предложите ребенку закончить ряд: + ++ +++.
• Попросите ребенка сказать, какие деревья пропущены в указанном ряду с учетом последовательности их расположения:
• Предложите заштриховать квадратики с учетом заданной последовательности (должна получиться шахматная доска).
• Предложите продолжить буквенный ряд: ААААБААВА. Для формирования у ребенка мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения можно использовать и другие задания.
• Возьмите из детского лото картинки разных родовых групп (с изображениями цветов, игрушек, зверей, одежды, транспорта и т. д.) и попросите ребенка разложить их в "кучки", какая к какой подходит.
• Подберите картинки, из которых три можно объединить в группу по общим признакам, а четвертая — лишняя. Разложите эти картинки перед ребенком в произвольном порядке и попросите убрать ту, которая не подходит. Обязательно спросите, почему он так думает, что общего у тех картинок, которые он оставил. С этой целью можно использовать и любые подходящие предметы.
• Предложите сравнить две картинки и назвать отличия. Более сложный вариант — сравнение предметов, которые ребенок в данный момент не видит: "Чем различаются ель и береза?".
• Попросите ребенка положить кружок (фишку) в нужную клеточку в зависимости от того, кто что любит, кому что надо, у кого какой детеныш.
• Попросите показать (или назвать) то, что не нарисовано в каждой строке, пользуясь сравнением с образцом.
• Предложите ребенку рассмотреть картинку, где есть ошибочные изображения, и определить, что перепугал художник.
Развитию высокой мыслительной и речевой активности способствуют игры «Хорошо - плохо» (Что хорошего в том, что есть машины? Что плохого в том, что есть машины, «Нравиться - не нравиться», «Что будет если…»
Играя с детьми, Вы совершенствуете самые ценные для ребенка психические процессы : мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству; формируете волевые качества, расширяете кругозор, а значит – помогаете подготовиться к школьной жизни.
Развитие ребенка в ваших руках!