Папки-передвижки

Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений

Наталья Птичкина
Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Птичкина Наталья Александровна

воспитатель

Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений

Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений

«Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити –

ручейки, которые питают ум ребенка.

Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества «неговорящих детей», детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. К сожалению, мы видим, что общение в настоящее время исчезает из жизни детей, оно вытесняется компьютерными играми, просмотрами телепередач и т. д. Современные дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Поэтому проблема обучения общению, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития моторики. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо уже с раннего возраста, развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Ранний возраст – уникальный период в жизни человека, когда ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. Именно в этот период развития ребенка необходимо стимулировать его речевую активность и познавательные интересы, так как ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной четкой красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Опираясь на богатый опыт исследований, которые проводили выдающиеся педагоги и психологи, можно сказать, что, прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников – это благоприятное условие для развития речи детей. В игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности. В игре ребенок овладевает языком общения, у него развивается речь. Л. С. Выготский определил игру, как основную ведущую деятельность в дошкольном возрасте. О большом значении игры, как средства общения отмечено в работах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Т. И. Маркова. Для развития речи детей дошкольников используются следующие виды игр:

• Пальчиковые игры. Способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения и речи ребенка.

• Словесные игры. Способствуют обогащению активного и пассивного словаря, развитию памяти, расширяют детский кругозор.

• Дидактические игры. Способствуют развитию познавательной деятельности.

• Сюжетно-ролевые игры. Способствуют изучению окружающего мира, жизни и деятельности взрослых и сверстников.

Как средство развития речевой активности, моторики детей раннего возраста целесообразно использовать пальчиковые игры и упражнения. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, «что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы». Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Педагоги и психологи отмечают, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение – формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь. На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист в области дошкольного образования. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка. Пальчиковые игры для малышей существовали еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает в снятии стресса, развитии ловкости и силы кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и «Ладушки». И на сегодняшний день значение пальчиковых игр настолько велико, что они были взяты на вооружение специалистами.

Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Жукова Н. С. Мастюкова Е. М Филичева Т. Б. (2000г., Алексеева М. М., Яшина В. И. (1997г., Арушанова А. Г. (2005г., Короткова А. В., Дроздова Е. Н. (2004г.) и многие другие.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речевой активности, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры и упражнения дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры и упражнения, совмещаемые с разучиванием текстов, стимулируют не только развитие речи, но и пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. А самое главное, что все тексты представлены в стихотворной форме, которая запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают. Малыши с удовольствием будут повторять за взрослыми интересные стишки, и сопровождать слова движениями. Игры с пальчиками — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка раннего возраста. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Малыши от года да двух лучше всего воспринимают игры, для постановки которых используется одна рука. В трехлетнем возрасте они прекрасно осваивают пальчиковые игры для дошкольников с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки.

Таким образом, пальчиковые игры и упражнения способствуют:

• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка

• Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

• У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории

• Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

• Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Можно сделать вывод, что уровень развития речевой активности детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка, т. е. стимулирование речевого развития происходит путем тренировки движений пальцев рук.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Хорошим стимулом для развития речевой активности малыша являются пальчиковые игры и упражнения.

На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов.

План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений» на 2021-2022 уч. г. Самуйловой О. В.

Цели: - формирование у детей раннего возраста основ речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений;

- создание условий для развития речевой активности у детей посредством пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

1. Развивать интерес у детей раннего возраста к пальчиковым играм и упражнениям.

2. Формировать у детей основы речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений, пополнение словарного запаса слов.

3. Развивать инициативу и желание применять пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности, в различные режимные моменты.

4. Формировать умение использовать пальчиковый театр в процессе пальчиковой игры.

5. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений
Опубликовано: 23 декабря 2024 в 10:04
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Птичкина (УИ 387639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД