Алена Доронина
Развитие речевого слуха по методу Э. И. Леонгард
▼ Скачать + Заказать документы
Число детей с нарушением слуха – глухих и слабослышащих, к сожалению, растет во всем мире с каждым годом. Дети теряют слух по разным причинам, иногда еще до рождения. Если нарушение слуха наступает до овладения ребенком речью, она без обучения не развивается совсем; если до потери слуха дошкольник был говорящим, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Иногда поражение охватывает очень большую область улитки, и тогда врачи говорят о тотальной глухоте; в других случаях площадь поражения оказывается значительно меньше, и это состояние слуха медики квалифицируют как тугоухость, а детей называют слабослышащими.
Публикация «Развитие речевого слуха по методу Э, И, Леонгард» размещена в разделах
Поскольку речь детей не может самостоятельно развиваться, они становятся глухонемыми, что возводит преграду между ними и окружающими, изолирует их от мира и чрезвычайно сужает культурное пространство.
Естественно, что без обучения даже при вполне сохранном интеллекте психическое развитие глухонемых детей тормозится, и субъектами процесса абилитации становятся не просто глухие, а глухонемые малыши. Социальный статус глухонемых детей в дальнейшем зависит от позиции людей, организующих их воспитание и обучение с первых дней жизни.
Метод слухоречевого и языкового развития глухих и слабослышащих детей был разработан в 70-х годах ХХ века. Свое название он получил по имени автора — Эмилии Ивановны Леонгард. За прошедшие десятилетия обучение по методу Леонгард прошли тысячи детей с нарушением слуха. Стабильность результатов, получаемых в разных условиях обучения детей с нарушенным слухом, и высокий уровень их социальной адаптации доказывают практическую эффективность метода.
Нормализация условий происходит в процессе реализации системы слухового воспитания и специальной работы по развитию речевого слуха. Нормальный ход слухоречевого развития осуществляется тогда, когда детям обеспечивается: жизнь в семье (а не в интернате, жизнь в слухе, жизнь в языке, жизнь в общении. Эти условия необходимы, но недостаточны. Обязательной в данном случае является многолетняя специальная работа по формированию у детей речевого слуха. Без этого даже имплантированные дети остаются глухонемыми, о чем свидетельствует печальный опыт, с которым мы сталкиваемся практически ежедневно.
Зарождение и развитие слуховой и слухоречевой систем происходит благодаря функционированию механизма речевого слуха. Это устойчивая структура, состоящая из 4-х элементов: прием речевого сигнала — почти синхронное его устное воспроизведение — синхронное самопрослушивание — осмысливание услышанного и произнесенного.
Однако о сформированности речевого слуха можно говорить только тогда, когда функционируют все элементы структуры, и особенно четвертый элемент. Если ребенок только повторяет то, что слышит, но не понимает значения слова или смысла высказывания, то мы имеем дело не с речевым слухом, а со слуховой функцией (услышал — повторил, но не осмыслил).
Умение слышать в первую очередь означает способность понимать. Поэтому материалом специальных занятий по развитию речевого слуха являются только осмысленные единицы речи: слова, словосочетания, фразы, тексты.
Развитие слухоречевой системы происходит в соответствии с закономерностями развития устной речи слышащих детей. Так же, как и слышащие, глухие люди с аппаратами или имплантами первоначально воспринимают речь на слух целостно, глобально, и их не заставляют сразу же воспроизводить в словах все звуки. Дети соотносят услышанное с предметом, игрушкой, действием. То, что они слышат, им интересно, наполнено содержанием. Как и у слышащих, у ребят с нарушением слуха звуковой анализ слов формируется постепенно, в результате специально подбираемого для занятий речевого материала. В достаточно аморфной структуре звукового комплекса в начале абилитации слабослышащие в процессе занятий и жизни в слухе начинают слышать отдельные элементы, характерные для данного слова: сочетания двух-трех звуков, слоги и даже отдельные звуки. Конечно, этого уровня быстрее достигают хорошо спротезированные слабослышащие дети и бывшие глухие после кохлеарной имплантации. Но закономерности этого пути у всех общие.
Становление слухоречевой системы людей с нарушением слуха оказывается полноценным тогда, когда в этот процесс включено обучение грамоте — чтению и письму. Эту работу лучше начинать в раннем дошкольном возрасте. Здесь также в центре внимания находится смысл, то есть слово, исключается знакомство с отдельными буквами и чтение бессмысленных слогов. При обучении чтению и письму дети проходят путь от глобального к аналитическому. Таким образом, реализуется синхронная деятельность четырех функциональных систем:
• при чтении вслух — зрительной, голосовой, слуховой, двигательной (движение глаз и пальца по строке);
• при письме — зрительной, голосовой (дети одновременно пишут и озвучивают то, что пишут, слуховой (проговаривая, дети слышат себя, двигательной (движение пишущей руки и глаз по строке).
На каждом занятии дети самостоятельно обозначают понимание прочитанного и написанного. Важно отметить, что в работе по нашей системе ни дактилология, ни язык жестов не используются. Проявлять свое понимание смысла могут даже малыши, еще только начинающие говорить и не умеющие объяснить, какой образ возникает у них при восприятии на слух, слухозрительно или при чтении слов или фраз.
Необходимым в работе является развитие слухового восприятия детей с нарушенным слухом. Задачи данной работы:
- развитие их остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;
- создание на базе развивающего слухового восприятия качественно новой слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;
- обогащение представления детей о звуках окружающего мира.
В соответствии с данными задачами предложены игры-упражнения, направленные на развитие неречевого слуха. Эти игры могут быть использованы в работе сурдопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, а также родителями в домашних условиях.
Для того чтобы работа была результативной, нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций:
1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т. е. ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того, как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять дошкольникам образец звучания, который они воспринимают на слухо-зрительной основе, а затем, по возможности, и на слух.
2. В ходе игр-упражнений звучания, предлагаемые для различения на слухо-зрительной или слуховой основе, предъявляют в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не угадывали, а вслушивались в звучания.
3. При проведении игр-упражнений надо учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психомоторного и речевого развития, их индивидуальные особенности. Это в первую очередь относится к тому, из какого количества звучаний предлагается выбиратьуслышанное: из двух, трех и более. Целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор - из двух резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением в столь облегченных условиях слухового восприятия, следует расширять выбор (до трех-пяти и более) и предлагать звучания более близкие по акустическим характеристикам.
4. Игры-упражнения в основном проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами. Часть из них, где в качестве источника звука выступают речевые сигналы (слогосочетания или слова) и граммофонные или магнитные записи, целесообразно проводить с использованием аппаратуры коллективного пользования (см. программу по развитию слухового восприятия). Если все дети или отдельные дошкольники могут воспринимать на слух предлагаемые для различения звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 1,5-2 м (т. е. на том расстоянии, на котором от них обычно находится педагог, то игры-упражнения целесообразно проводить без использования звукоусиливающей аппаратуры. Определение направления источника звука (справа - слева - спереди - сзади) можно проводить либо при использовании каждым ребенком двух индивидуальных слуховых аппаратов заушного или внутриушного типа, либо без них; в последнем случае в качестве источника звука следует использовать те звучания, которые дети могут слышать без аппаратов на расстоянии не менее одного метра (например, барабан, громкая дудка и т. п.).
5. Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерные. Они могут изменяться и дополняться с учетом уровня психомоторного и слухоречевого развития детей группы, их индивидуальных особенностей, а также конкретных условий дошкольного учреждения.
6. При проведении описанных игр фронтальная работа обязательно должна сочетаться синдивидуальной: детям по одному или по двое предлагается выполнять описанные упражнения. При этом индивидуально в первую очередь опрашиваются те дети, которые при различении звучаний на слухо-зрительной или слуховой основе могут ошибаться.
Для развития неречевого слуха предлагаю использовать следующие игры.
Игра «Барабан» (знакомство детей со звучащими игрушками)
Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.
Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.
Речевой материал : будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН ( СНОСКА: Здесь и далее крупным шрифтом выделены те слова, словосочетания и фразы, которые предъявляются детям письменно - на табличке).
Ход игры.
Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка.) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют этодвижение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов та-та-та (как могут, но не настаивает.
Игра «Бубен»
Оборудование: бубен.
Речевой материал : будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН. Ход игры
Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну ложно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).
Дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка)
Оборудование: дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка, бумажные дудочки, гармошки.
Речевой материал : будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, ДУДКА, ГАРМОШКА.
Ход игры
Игра проводится аналогично тому, как это описано выше. При этом детей учат извлекать звук из гармошки, металлофона, шарманки. Звучание дудки и свистка дети имитируют движениями, «играя» на индивидуальных бумажных дудочках и свистках, изображая игру на них руками. Педагог стимулирует детей сопровождать игру на звучащей игрушке или ее имитацию произнесением самых простых слогосочетаний (как могут, например:
· гармошка, металлофон, шарманка - ля-ля-ля,
· дудка - у,
· свисток – и или пи
Таким образом, можно сказать о том, что работа по развитию слухового восприятия с глухими и слабослышащими детьми, необходима длительная и планомерная, с обязательным включением семьи в данную деятельность.
Список литературы:
1. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье", 1991 год.
2. Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования (Методическое пособие, 2001 год
3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л. А. Головчиц, 2003 год