Юлия Тхагапсо
Развитие ребенка в 4–5 лет: что должны знать ваши дети
Показатели развития ребёнка с возрастом претерпевают изменения и становятся более устойчивыми и определёнными. К 4-5 годам уже можно конкретно назвать основные навыки, которыми должны владеть дети этого возраста. Выявленные отклонения необходимо скорректировать, и вовремя восполнить недостающие знания.
Проверка детей на внимательность и память
Родителям необходимо проводить каждодневные занятия, стимулирующие память и концентрацию ребёнка. Организовывать уроки дошкольного развития ребенка лучше в игровой форме, предлагая различные задания и помогая в процессе выполнения.
Публикация «Развитие ребенка в 4–5 лет: что должны знать ваши дети» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
В 4-5 лет ребёнок должен уметь :
запоминать и рассказывать о наиболее ярких случаях, которые произошли в течение нескольких последних дней;
быстро заучивать несложные детские стишки и рассказы;
узнавать сказку по описанию персонажа или рассказанному событию;
разбирать предметы по группам, связно объясняя, в чём их отличие;
складывать пазлы, состоящие из 6-10 кусочков;
повторять сказанную родителями или другими взрослыми связку слов;
рассказывать историю по картинкам с сюжетом;
концентрироваться на одном деле до 7 минут, удерживая взглядом до 5 предметов.
Занятия для детей, тренирующие память, необходимо подбирать по возрасту, усложняя их, когда ребёнок начнёт быстро справляться с заданием.
Проверка мышления в развитии ребёнка
Нередки случаи, когда родители начинают обучение малышей до школы. Занятия не вредят ребёнку, если его мозг достаточно развился. В этом возрасте дети способны изучать иностранные языки, интуитивно отличая их от родного. Начинать уроки можно при условии, что ребё нок:
может устно сосчитать до десяти и соотнести звуки с написанными буквами;
способен без усилий находить пары к предметам, выбирая из большого ассортимента;
сравнивает и расставляет предметы по категориям (по возрастанию, цвету, размерам);
решает простые логические задачки, отгадывает загадки, подбирает синонимы и антонимы к заданному слову;
знает несколько сложных геометрических фигур;
может собрать несложный конструктор;
различает право и лево.
Развитие ребёнка должно проходить ненавязчиво и в форме игры. Если малыш отказывается от занятия или не проявляет к нему интереса, то не стоит настаивать, а нужно просто отложить его до подходящего времени.
Занятия для детей, определяющие развитие речи и социальную приспособленность
К 4-5 годам родители отмечают существенное увеличение словарного запаса малыша. Текст становится структурированным, предложения связаны между собой по смыслу. Малыш даёт ответы на заданные вопросы, поддерживает диалог, чётко произнося звуки; составляет описание к картинкам, может рассказать историю, состоящую из 5-6 предложений; помнит и называет своё имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и воспитателей; различает интонации, копирует чужие звуки и управляет собственным голосом. В занятия для детей необходимо включить уроки правильного произношения звуков, чтобы в дальнейшем не происходило западание шипящих и звука «р».
В бытовых вопросах намечается полная самостоятельность: чистка зубов, умывание рук и лица проходит без напоминаний. В процессе еды ребёнок пользуется столовыми приборами, на прогулку одевается самостоятельно.
Для развития ребёнка и закрепления этих навыков важен регулярный пример, нельзя пропускать гигиенические процедуры, необходимо давать малышу выбор в предметах гардероба, поощрять общение со сверстниками.
Другие параметры, требующие внимания родителей
При выборе занятий для детей важно учитывать, насколько развита их мелкая моторика. К пяти годам малыш должен уметь застёгивать пуговицы, завязывать узелки и правильно захватывать карандаш или ручку. Во время рисования дошкольник способен раскрашивать картинки, не выходя за их линии, сочетать трафареты так, чтобы из фигур получались домики, башенки и другие предметы. При помощи ножниц ребенок уже должен уметь вырезать фигуры; из пластилина складывать простенькие композиции и предметы.
В физическом плане, развитие ребё нка в этом возрасте характеризуется высокой степенью подвижности: он быстро перемещается, поднимается и спускается по вертикальным лестницам, подтягивается при помощи взрослых, кидает мяч в заданном направлении. В качестве дополнительных занятий для детей 4-5 лет существуют спортивные кружки и секции.