Бадина Елена Алексеевна
Консультация «Что должны знать родители будущего первоклассника»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Бадина Елена Алексеевна.
Возраст: подготовительная группа.
Многие родители ошибочно предполагают, что готовность к школе — это умение читать, писать и считать. Однако это — лишь фундамент для успешного обучения. На самом деле данный вопрос значительно обширный.
Публикация «Консультация „Что должны знать родители будущего первоклассника“» размещена в разделах
Конечно же, определенные умения и знания необходимы будущему школьнику. Но так же важно развить у него внимание, речь, мышление, интерес к познанию, уверенность в своих силах, умение общаться. Именно это поможет ребенку успешно учиться. Постарайтесь закладывать кирпичики в этот фундамент с самого рождения малыша.
Для того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу подготовки и не полениться позаниматься с ребенком.
Важно знать, чем шире кругозор у будущего первоклассника, тем проще заявить о себе, завоевать авторитет.
Зачем нужно готовить ребенка к школе, знает не каждый родитель. «Потому что так принято» или «потому что так делают все». Здесь и начинаются основные проблемы. Например: ребенок обладает массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет делать чего-то элементарного, или не отличается достаточной самостоятельностью.
Некоторые родители считают, что подготовка нужна для того, ребенку было легче обучаться в первом классе. Что ж, это неплохая мотивация. То есть, подготовка к школе должна помочь вашему малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста.
Итак, что должен знать и уметь ребенок уже перед школой? Он должен называть :
ФИО (собственные и родителей,
свой домашний адрес и телефон, город, страну;
Самые распространенные растения, животные;
Дни недели, времена года (и их последовательности, количество месяцев в году;
Цвета, виды спорта и популярные профессии;
Имена известных писателей, поэтов;
Основные правила дорожного движения;
Праздники.
Он должен понимать разницу между: «право» и «лево»; улицей, городом и страной; фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками; зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными; буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими). Дошкольник должен уметь :
Решать простые задачки (в том числе на логику, отгадывать загадки; Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.
То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться организованности. Всему этому можно научиться как дома, так и в детском саду.
Что можно делать? Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой, вместе читать;
Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т. д. Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу.
Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например, попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное. Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику. Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок. Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.
Обязательно учтите следующее.
Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него; Развитие должно быть гармоничным.
Понятно, что если ребенку чтение дается легко, а вот задачки он решает с трудом, то второму делу придется уделить больше внимания и времени.
Однако не концентрируйтесь на чем-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки. Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т. д.
Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.
То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:
обладать и коммуникативными и социальными навыками — то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;
не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками; уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии — или, напротив, излишней боязливости и робости; осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;
уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина, и понимать ее необходимость; иметь положительную мотивацию, желание учиться;
уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия; иметь позитивное отношение к самому себе.
Важно помнить, что, помимо готовности головы, не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово, помимо учебы, заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале — занятия в спортивной секции, которые дают кроме здоровья также и дисциплинарные навыки, свежий воздух, полноценное питание.
Хорошо выработать определенный режим: в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет малышу проще адаптироваться к школе.
Однако помните: самое главное для первоклашки — не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.