Александра Буданцева
Ориентировка в пространстве: что должны знать дети
▼ Скачать + Заказать документы
«Ориентировка в пространстве»- один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений. Но Это отнюдь не означает, что тема «Пространственные представления, навыки ориентации» сугубо математическая.
Публикация «Ориентировка в пространстве: что должны знать дети» размещена в разделах
Сквозная мысль: овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность-симметрий, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений
- музыкально ритмических, физкультурных.
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И последнее: освоение Правила дорожного движения совершенно не возможно без элементарных знаний о пространстве.
Общеразвивающий эффект пространственных представлений для развития очевиден. Не случайно освоение детьми так называемых «действий пространственного моделирования» определяют сегодня как важнейший компонент «психологического содержания общих умственных способностей»
В период дошкольного возраста закладывается та первооснова, которая в дальнейшем необходима для формирования обобщенных представлений сначала о реальном предметно – пространственном окружении, затем – о геометрическом пространстве, для формирования многих элементарных и более сложных географических представлений.
Современные психолога – педагогические исследования и передовой опыт работы дошкольных учреждений убеждают: к моменту перехода из детского сада в школу дети усваивают достаточно обширный объем доступной им информации о предметно-пространственном окружении. Их знания в условиях, целенаправленного обучения достигают высокого уровня обобщения: дети свободно ориентируются в пространстве на основе использования различных способов ориентации : «от себя», «от предметов», на основе знания пространственных направлений как системы отчета.
В заключение определим объем знаний и умений, которыми должны владеть сегодня выпускники детского сада по разделу «Ориентировка в пространстве» в соответствии с требованиями ФГОС.
Дети должны знать :
-направления пространства - основные (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево) и промежуточные;
- местоположение предметов и пространственные отношения между ними (посередине, между, напротив, справа, слева, вверху, внизу, на, под, в, за, перед и т. д.)
- некоторые способы пространственной ориентации (от себя, от другого лица, от предметов, по направлениям пространства)
- некоторые правила поведения пешеходов на улице, некоторые дорожные знаки, путь движения от дома до детского сада и обратно;
Дети должны уметь :
- ориентироваться «на себя», на любых предметах;
-ориентироваться в предметно- пространственном окружении и на плоскости, пользуясь различными способами ориентации;
- определять собственное местоположение в пространстве относительно другого человека, от любых предметов; определять местоположение предметов относительно себя и взаимное их расположение друг друга.