Алла Волкова
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Публикация «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
В связи с этим была поставлена цель:
Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Которая решалась следующими задачами:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду
- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
- Повышение педагогической грамотности родителей ;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с родителями;
- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
- Обеспечить совместное участие в данном процессе педагогов, родителей и детей.
Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Как утверждает Т. А. Куликова (профессор кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания Московского городского педагогического университета) «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой».
Охарактеризуем, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
По мнению Т. А. Куликовой, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.
«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи — чему-то научат детей.
Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т. д.
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.
Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность — в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
Для установления контактов работы с родителями был проведен социальный опрос- анкета из которой стало известно, что родители воспитанников ДОУ делятся на:благополучные семьи, неполные семьи, молодые семьи, проблемные семьи. Эти результаты помогли нам более точно разработать условия работы с родителями воспитанников.
3. Теоретическая база опыта.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности : семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Основная цель — формирование гражданина советского государства. Педагоги начала советского периода (Д. А. Лазуркина, А. В. Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который надо подчинить обществу и с которым надо бороться.
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
В 40-60-е годы проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилось так остро, но основная тенденция — стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения — сохранилась.
Согласно прогнозам академика С. Г. Струмилина (1960, в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь.»
В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей (Е. П. Арнаутова и В. М. Иванова) Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей, целью которого было повышение педагогической культуры родителей.
В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР - организуется лаборатория семейного воспитания. Д. Д. Бакиевой, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатовой и др. были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы : групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т. д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы, например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.
Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержания, методы, приемы.
Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с родителям будет использоватся. Установление партнёрских отношений педагогов и родителей для создания единой гуманной доброжелательной воспитательной среды в ДОУ и в семье.
Привлечение родителей к активному участию в управлении образовательным процессом. Нормативно-правовая регуляция системы взаимоотношений с родителями. В соответствии с одним из требованием ФГОС о сотрудничестве Организации с семьей были определены принципы организации педагогического опыта:
• Демократичность
• Гуманность
• Доступность
• Интеграция
• Импровизация
• Систематизация
• Целостность
• Культуросообразность
• Толерантность
Исходя из принципов были определены направления педагогической работы с родителями по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактора развития личности ребенка дошкольного возраста :
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Оказание индивидуальной помощи родителям в проблемах семьи и семейного воспитания используем беседы, консультации, рекомендации:
*Внеплановые индивидуальные беседы;
*Рекомендации по изучению педагогической литературы;
*Рекомендации по использованию методических пособий;
*Консультации врача;
*Консультации педагога-психолога;
*Консультации инструктора по физкультуре;
*Консультации музыкального руководителя.
*Педагогические чтения.
Используя наглядность.
*Рекламно-информационный стенд;
*Подборка лекций педагогов-специалистов;
*Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
*Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
*Подарки и приглашения к праздникам.
Для создания системы психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проводятся организационные мероприятия.
*День открытых дверей;
*День здоровья;
*Родительские собрания по проблемам воспитания детей;
*Родительские конференции;
*Школа молодых родителей;
*Педсоветы.
*Открытые педагогической недели.
Эти мероприятия сопровождаются наглядностью:
*Рекламно-информационный стенд;
*Подборка лекций педагогов-специалистов;
*Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
*Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
*Подарки и приглашения к праздникам.
Для пропаганды педагогических рекомендаций по использованию в семье игр, игрушек, находок народной педагогики используем выставки:
*Выставки детского творчества;
*Выставки творчества взрослых;
*Выставка игрушек для игр дома;
*Выставка детской литературы для семейного чтения;
*Выставка педагогической литературы для семейного чтения.
Для накопления опыта сотворчества детей и родителей в досуговых и оздоровительных мероприятиях, клубной работе, краеведческой деятельности, рефлексия полученного опыта организуются праздники и развлечения.
*Подготовка детей;
*Изготовление костюмов и атрибутов;
*Исполнение ведущих ролей;
*Организация дней рождения детей;
*Участие в спортивных развлечениях;
*Фотографирование детей, видеосъемка.
*Оформление развивающей среды;
*Изготовление пособий и атрибутов для занятий;
*Ремонт мебели и оборудования;
*Ремонт групповой комнаты;
*Ведение кружков по интересам детей;
*Организация экскурсий;
*Спонсорская помощь.
Отличительные черты нашего педагогического коллектива - стабильность, работоспособность, профессионализм, инициативность, коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат. Разработка и применение вышеперечисленных технологий, форм и методов в системе нашего дошкольного учреждения способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры. Практика показала, что внедрение форм методического и психологического сопровождения педагогов позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов, улучшить взаимопонимание между семьями и дошкольным учреждением.
5. Анализ результативности.
В ДОУ созданы условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующих развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения радости, гордости за полученные результаты.
Привлекаем семьи воспитанников к участию совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ, районе, городе.
Внедряем лучший опыт воспитания детей дошкольного возраста в семье, раскрывающий средства, формы и методы развития важных интегративных качеств личности ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости, способности выстраивать взаимодействия со взрослыми и сверстниками и др.)
Создаем положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.
Повышаем педагогическую грамотность родителей на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Повышаем профессиональную компетентность педагогов.
Обогащаем опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.
Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 20% родителей.
Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.
Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Но папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти знания на практике не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности, лучший способ воздействия через самого ребёнка.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Отношение родителей к источникам информации, откуда они черпают её :
15% родителей пользуются своей интуицией
21% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
64% берут информацию у воспитателей.
Малым доверием пользуются консультации педагога, советы других родителей, друзей.
От детского сада родители хотели бы получить:
86% максимально полную информацию от ребёнка
48% советы по общению с ребёнком
22% советы психолога.
Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.
Трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.
31% - ребёнок плохо ест
20% - не слушается родителей
13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
За помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в :
35% - не обращаются, потому что:
33% считают, что справятся сами
17% не придают особого значения этим трудностям
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого коллектив ДОУпродолжает систематическую и целенаправленную работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактора развития личности ребенка дошкольного возраста.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»
Система работы дошкольного учреждения позволяет успешно реализовывать инновационную деятельность ДОУ, обеспечивать развитие профессиональной компетентности педагогов и повышение педагогической грамотности родителей, направленной на взаимосотрудничество дошкольного учреждения и семьи. Полученные результатыимеют практическую ценность:
- для педагогов дошкольных образовательных учреждений
- для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
- информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения всех организованных форм непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми и родителями;
- мастер-классы, мероприятия и НОД для педагогов города
- консультации;
- дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
- сайты ДОУ и личный.