юлия королева
Исследовательский проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
1.2. Понятие адаптации и адаптационного периода к ДОУ
Адаптация (от лат. аdарdo - приспособлять) включает круг явлений от элементарного акта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социальной и профессиональной адаптации человека, которые представляют собой процесс его взаимодействия с окружающей средой, направленный на поддержание жизнедеятельности в данных условиях среды и обеспечивающий возможность развития при их изменении. Адаптация в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.
Публикация «Исследовательский проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения“, Часть 2» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В данной работе нами будет исследован вид социальной адаптации адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Адаптация ребенка раннего возраста в науке рассматривается в трех аспектах: медико-биологическом, социально-психологическом, социально-педагогическом.
1. Медико-биологический аспект включает в себя адаптацию организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды, температуре, влажности, иллюминативности, атмосферному давлению, жаре и другим физическим факторам, а также к изменениям в организме, например, заболеваниям, дисфункциональности какого-либо органа; в целом процессы адаптации направлены на сохранение функций гомеостаза.
2. Психологическая адаптация. В науке этот аспект (в отношении к ребенку раннего возраста) условно разделяют на:
социально-психологическую адаптацию;
собственно-психологическую адаптацию.
Социально-психологическая адаптация, то есть приспособление человека, к определенным социальным нормам, условиям, с учетом личностных, индивидуальных качеств, особенностей психики.
Собственно-психологическая адаптация (общение, контакт) это коммуникация человека с окружающими его людьми, его активная деятельность среди других людей.
Социальная адаптация включает в себя два аспекта: социальный и педагогический. Социальная адаптация - это биологически целесообразный процесс приспособления ребенка к условиям микросоциальной среды, выделяя при этом комплекс конкретных факторов, к которым ему приходится приспосабливаться (взрослые, новая обстановка, режим дня).
3. Педагогическая адаптация рассматривается как явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию.
Педагогическая адаптация свидетельствует о том, что человек находится в наиболее оптимальных условиях для социализации и социального воспитания.
Сформулированные определения социальной адаптации учеными различных областей знаний помогли нам определить медицинский, психологический и социально-педагогический аспекты, которые включает в себя ряд дополнительных признаков: медико-морфологический, медико-морфофункциональный.
Медико-морфологический признак. Теория онтогенеза немыслима без включения в нее психических функций. На уровне детского организма уже с раннего возраста проявляется явная связь между морфологическими и психофизиологическими параметрами.
Функциональное состояние психики учеными медиками подразделяется на три уровня: повышение, стабилизация, понижение функционального уровня (П. К. Анохин, А. А. Солнцев, Р. В. Тонкова-Ямпольская и др.).
Уровни повышения и стабилизации. Развитие ребенка периодически приводит к внутренне детерминированному неустойчивому состоянию, что резко увеличивает риск патологических процессов. Отсюда возникает необходимость изучения роли механизмов морфогенеза в купировании патологических процессов.
Медико-морфофункциональный признак. Под морфофункциональными изменениями в медицине понимают изменение всех функций и систем организма.
Для детей раннего возраста характерна морфофункциональная незавершенность уровней иерархии и высокий темп развития, обуславливающий глубокую ранимость и пластичность организма ребенка. Поэтому любые социально-средовые влияния в этот период могут вызвать целый каскад обратимых или необратимых изменений в функциональных системах гомеостатического и поведенческого уровней.
Медико-функциональная система адаптации у человека состоит из четырех подсистем: психоэмоциональной, неспецифической защиты, метаболизма, нейровегетативного жизнеобеспечения. Эмоциональное напряжение, составляя основу структуры синдрома адаптации детей первых трех лет жизни и выступая в роли мобилизирующего фактора, вызывает последовательное включение приспособительных реакций уровня механизмов регуляции, интенсивность и продолжительность которых уменьшается с возрастом ребенка.
Таким образом, приведенная выше характеристика медико-морфологического и медико-морфофункционального признака позволило нам определить один из критериев социальной адаптации детей раннего возраста уровень резистентности.
Кроме физиологических признаков адаптации у детей раннего возраста ученые (Н. М. Аксарина, С. Л. Новоселова, К. Л. Печора и др.) выделяют психологические, к которым можно отнести следующие: в раннем возрасте интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны головного мозга, видна взаимосвязь физического и нервно-психического развития; ребенок овладевает основными движениями, характерными для этого возраста (ходьба, бездействия с предметами); овладевает элементарными гигиеническими навыками самообслуживания, в раннем возрасте происходит дифференциация предметной и игровой деятельности; ребенок активно интересуется социальным окружением, закладываются основы наглядно-образного и символического мышления (С. Л. Рубинштейн); стремится к общению и взаимодействию со взрослыми, возникает потребность в сотрудничестве (М. И. Лисина); ребенок, по словам Д. Б. Эльконина, осваивает мир не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью; взаимодействует со сверстниками; к концу периода раннего возраста появляется фундаментальная характеристика ребенка трех лет - я сам, я могу; возникает потребность к достижению результата своей деятельности и этот период знаменуется кризисом трех лет.
Одним из условий эффективного прохождения процесса адаптации детей раннего возраста выступают факторы их социального развития, предложенные И. Шванцарой.
К основным факторам адаптации можно отнести: наследственность как совокупность генетически заданных характеристик, среду как совокупность предметов, объектов социального окружения ребенка, социальную активность как способ самосовершенствования и творческой самореализации индивида и целенаправленное воспитание как организованное, содержательно наполненное, технологически выстроенное взаимодействие педагога, ребенка и родителей. Особенность влияния этих факторов на социальную адаптацию ребенка, по мнению И. Шванцара, состоит в их неразрывном единстве, взаимодополняемости и взаимообусловленности: взаимообусловленность факторов, влияющих на процесс социальной адаптации; факторы, оказывающие непосредственное влияние на процесс социальной адаптации; факторы опосредованно влияющие на процесс адаптации.
Анализируя понятие адаптации детей раннего возраста, изучив их особенности развития и определив механизмы социальной адаптации и исходя из наблюдений за детьми раннего возраста, можно заключить, что ребенок при поступлении в дошкольное образовательное учреждение проходит три стадии процесса социальной адаптации (начальная адаптация, частичная и благоприятная).
I стадия начальная адаптация (8 недель, характеризуется, тем что ведущим механизмом является рефлекторно-регулятивный, так как смена среды воспитания из семейной в дошкольную среду отражается прежде всего на функциональных структурах детского организма, что влечет за собой неустойчивость эмоциональных состояний ребенка (плач, агрессию, страх, что может привести к срыву социальной адаптации. В соответствии с чем деятельность всех субъектов воспитательного процесса направлена на сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в ДОУ, организацию совместной деятельности воспитателей, администрации, социального педагога, психолога и родителей по вопросам социальной адаптации и развития детей раннего возраста.
В конце этой стадии при успешном ее протекании в процессе социальной адаптации детей раннего возраста участвуют психологической механизм (идентификации) и педагогический (межличностной).
II стадия частичной адаптации (8-18 недель) характеризуется тем, что основным механизмом социальной адаптации является подражание. Для этой стадии характерно, что ребенок активно осваивает пространство группы, интересуется сверстниками, знакомится с предметами при ведущей роли взрослого. Основными задачами воспитателей на этой стадии социальной адаптации является: создание развивающей среды соответствующей предметной деятельности детей, организация совместной деятельности воспитателя с детьми.
III стадия полной адаптации (18-36 недель). Основными механизмами адаптации на этой стадии являются традиционный и
стилизованный механизмы, которые проявляются в усвоении норм поведения ребенком раннего возраста, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Формируются психологические черты присущие этом периоду развития, познавательная и речевая активность ребенка раннего возраста. Перед педагогами стоят следующие задачи: создание условий для развития у детей речи. Работа педагога с детьми направлена на развитие у детей понимания речи, развитие активной речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением.
Придерживаясь позиции А. В. Петровского, относительно социального развития личности, мы в каждой стадии выделим уровни процесса социальной адаптации:
Низкий уровень: ребенок не умеет управлять своим телом, то есть он не может достигать собственных целей без помощи взрослых. Характеризуется неустойчивостью нервной системы, что приводит к срыву адаптации, возникновению заболевания, например, ОРВИ, энтеровирусная инфекция, ангина и т. д. Ориентируется в двух величинах предметов: больной, маленький, резко отличающиеся по размерам (например, пирамиды с разницей в 5 см, отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия, отношение к сверстнику как к объекту действий. Ребенку свойственно проявление отрицательных эмоций, например, гнева, ярости, обиды. В общении со взрослыми употребляет трехсловные предложения, включая прилагательные и местоимения.
Уровень ниже среднего: ребенок пытается управлять своим телом, перешагивает через препятствие приставным шагом. Характеризуется неустойчивостью адаптивного поведения, что может привести к возникновению заболевания, протекающего в легкой форме. Ребенок играет в непосредственной близости с другим ребенком, берет те же игрушки, подражает ему, взаимодействия еще не возникает. Понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях, бывших в опыте ребенка. Ориентируется в 3-4 формах предметов (например, шар, куб, призма, кирпичик). Обозначает свои действия словами, двухсловными предложениями.
Средний уровень: ребенок управляет своим телом. Может пройти по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см, приподнятой над полом (15 -20 см). Отмечаются легкие ОРВИ, эмоциональные реакции (гнев, ярость, обида) снижаются до отрицательных значений. Отображается в игре отдельные, часто наблюдаемые действия, подбирает по образцу и слову взрослого предметы двух цветов (желтый и красный). Избегает общения с незнакомыми взрослыми. Раздевается с небольшой помощью взрослого, снимает часть своей одежды, колготки, ботинки, шапку. Освоение правил поведения со взрослыми и сверстниками.
Уровень выше среднего: Сформированность всех функциональных систем организма. Освоение правил поведения ребенка в ДОУ, в семье. Ребенок в какой-то степени взаимодействует со сверстниками, делится игрушками, но у каждого из них свой сюжет игры, своя цель, ребенок не координирует свои действия. Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). Подбирает по образцу и слову взрослого предметы трех-четырех цветов. В процессе знакомства со свойствами предметов ребенок накапливает запас представления об этих свойствах. Возникает способность слушать речь окружающих его людей, ориентируется в социокультурном пространстве. В общении со взрослыми употребляет трехсловные и местоимения. Может надеть часть своей одежды: ботинки, шапку, носки.
Высокий уровень: сформированность всех функциональных систем организма, включая приспособительные реакции, достигнутый возрастной уровень морфологического развития и функционирования организма.
Готовность ребенка поступить вопреки непосредственному эмоциональному возбуждению (первые признаки самообладания). Умение ребенка представлять, как добиться желаемого результата, развитие словесно-логической памяти. Сформированность предметной деятельности, формирование поведенческой реакции и присвоение правил поведения со сверстниками, взрослыми. Ребенок начинает задавать окружающим его' людям вопросы. Происходит переход от потребности в сотрудничестве к потребности уважения. Проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, происходит осознание собственной роли в многообразии социальных сюжетов. Игра носит совместный характер. В предложениях, сказанных ребенком, появляется согласование между отдельными частями.
В проанализированной литературе предметом пристального изучения являются факторы, влияющие на процесс адаптации. Необходимо отметить, что большинство исследователей рассматривают факторы социальной и социально-психологической адаптации, а физиологическую адаптацию связывают только с понятием ресурсы личности. Выделяют следующие группы факторов социально-психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ:
1. Факторы физиологического характера: анатомо-физиологические особенности возраста, пола, состояние соматического здоровья, особенности функционирования нервной системы, особенности работоспособности, утомляемости, объем физиологических ресурсов. Некоторые авторы отмечают роль наследственности, которая определяет пределы адаптации.
Так, Г. Кумарина указывает на тесную зависимость адаптивности от состояния защитных сил организма в целом, от его биоэнергетического потенциала, от природных способностей человека, определяющих в самом широком смысле его обучаемость; выявлена и безусловная зависимость адаптационных возможностей человека от особенностей функционирования его нервной системы.
А. И. Захаров указывает, что на адаптацию ребёнка к детскому саду может влиять пол: мальчики к новым условиям адаптируются хуже, чем девочки. В период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.
2. Индивидуально-психологические особенности личности: мотивационно-волевые процессы, самооценка, черты характера, тип и особенности темперамента, актуальное эмоциональное состояние, особенности интеллектуальной сферы. Эти свойства обеспечивают межиндивидуальное взаимодействие. В. И. Ильичева, Е. Р. Калитиевская добавляют к этому еще и уровень зрелости личности, указывая, что он является ведущим фактором адаптации.
Анализ литературы показывает выделение исследователями специфических факторов адаптации детей к ДОУ:
1) уровень привязанности к матери,
2) индивидуальные особенности детей в сфере общения,
3) сложившиеся привычки,
4) уровень навыков самостоятельности,
5) уровень психического развития ребенка.
3. Социально-психологические факторы: своеобразие новой социальной среды, условия, предшествующие переходу в новую среду, социальные установки. Они обеспечивают существование личности в широкой социальной среде, среде межгруппового взаимодействия.
Е. В. Сазонова, Н. В. Чахмахчева отмечают, что адаптация зависит от социальных установок ребенка. Под влиянием этих установок происходит адаптация к любому школьному предмету, развитию, воспитанию. Они формируются в зависимости от многих обстоятельств, среди которых весьма существенную роль играют домашние условия и предшествующий опыт.
По А. И. Захарову, адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений, условий пребывания в яслях. Многие авторы рассматривают своеобразие новой социальной среды группы детского сада как один из важных факторов адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. По мнению исследователей, новая обстановка, режим дня, наличие незнакомого взрослого и большого количества детей способны вызвать у любого здорового ребенка состояние эмоционального стресса.
Анализ литературы показал, что затруднения в адаптации могут возникнуть из-за отсутствия гибкости в выполнении режимных моментов, индивидуального подхода к нервно и соматически ослабленным детям. Не способствует адаптации и частая смена воспитателей, большое количество детей в группах.
Рассмотрев факторы адаптации детей раннего возраста к ДОУ, перейдём к рассмотрению критериев адаптированности.
На современном этапе развития науки вопрос о критериях и показателях успешности адаптации остаётся спорным. На практике это оборачивается постоянным пересмотром представлений о положении индивида в социальной среде, о характере его отношений с окружением.
Большинством исследователей анализируется адаптация индивида к коллективу, к условиям труда и критериями успешности называются следующие:
- освоение действующих в группе норм (А. В. Петровский,
- установление нормальных межличностных отношений (В. В. Ковалев,
- соответствие ролевым ожиданиям (А. А. Налчаджан,
- поведение в коллективе и в быту (О. Е. Фрейеров, А. А. Чуркин [50].
А. Г. Маклаковым за основу классификации критериев адаптированности взяты характеристики личности, определяющие успешность процесса адаптации в разных условиях. Они формируются в процессе всей жизни и к их числу относят:
1. Уровень нервно-психической устойчивости,
2. Самооценку личности,
3. Ощущение своей значимости для окружающих (социальная референтность,
4. Уровень конфликтности,
5. Опыт общения,
6. Морально-нравственную ориентацию,
7. Ориентацию на требования ближайшего окружения.
Анализ классификаций критериев адаптированности к детскому дошкольному учреждению, позволил сделать вывод: большинство исследователей не разделяют показатели успешности адаптации, а предлагают их в самом общем виде. Возникает необходимость сгруппировать указанные показатели приспособленности к ДУ. Взяв за основу классификацию компонентов адаптированности к школе, мы выделили следующие критерии адаптации к ДОУ:
социально-психологические (контакт со взрослыми и детьми, реакция на разлуку с матерью, эмоциональное состояние ребенка, наличие или отсутствие нервно-психических нарушений, нарушений ранее приобретенных привычек, речевая активность);
- деятельностные (активность по отношению к предметному миру, двигательная активность) и т. д.
По мнению ряда исследователей, изменение образа жизни, связанное с поступлением в ДОУ, приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния малыша. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Ряд авторов нарушения эмоционального состояния детей связывают с проявлениями тревожности.
По М. Е. Зеленовой, тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в новых ситуациях, в группе, ожидании плохого отношения к себе, негативной оценки со стороны воспитателя. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности. На наш взгляд, тревожность ребенка негативно сказывается на его способности к адаптации, осложняя течение и увеличивая тяжесть процесса адаптации к условиям ДОУ.
Эмоциональное состояние у большинства детей раннего возраста, по мнению ряда исследователей, нормализуется на второй-третьей неделе адаптации, при осложненном (неблагоприятном) течении адаптационного процесса эти сроки увеличиваются.
Некоторыми авторами контакт со взрослыми рассматривается как отдельный показатель адаптированности к детскому саду.
Л. Н. Галигузова, Л. В. Макшанцева, Е. О. Смирнова рассматривают в качестве одного из критериев адаптированности к условиям дошкольного учреждения реакцию на разлуку с близкими (в первую очередь, с матерью). Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, болезненно: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.
Ряд исследователей рассматривают в качестве показателя адаптированности к условиям ДОУ отсутствие стойких нарушений поведения, граничащих с неврологическими состояниями (проявление невротических реакций, по Тонковой-Ямпольской). Если такие нарушения присутствуют, то можно уверенно говорить о феномене дезадаптации ребенка к условиям данного микросоциума.
Н. М. Аксарина, А. И. Захаров анализируют ранее приобретенные навыки ребенка как критерий адаптированности к детскому саду. Н. М. Аксарина утверждает, что у детей в период привыкания могут нарушаться ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным). Восстановление таких навыков, на наш взгляд, можно отнести к показателям, свидетельствующим об окончании процесса адаптации к дошкольному учреждению.
Анализ литературы выявил деятельностные критерии адаптации к детскому саду. Л. Н. Галигузова, Л. В. Макшанцева, Е. О. Смирнова отмечают, что в период привыкания меняется активность малыша по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается, иногда наблюдается полный отказ от деятельности. Труднее всего в период адаптации у ребенка восстанавливаются игровая деятельность и отношения с детьми. Итак, показатель предметной деятельности можно отнести к основным показателям адаптированности к условиям ДОУ.
Вывод к первой главе
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Изменение потребности в общении проходит три этапа:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Проблема социально-психологической адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ актуальна в связи с тем, что в этот период у ребенка формируются первые механизмы приспособления, которые будут использоваться им в дальнейшей жизни. Несмотря на достаточное количество работ в этой области, в большинстве из них рассматривается процесс школьной адаптации, а более ранний возраст (4-6 лет, 1-3 года) оказывается не охваченным исследованиями. Анализ литературы показал, недостаток теоретически обоснованных работ по данной теме. Кроме того, прямое влияние семьи и семейного воспитания на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к ДОУ остается также мало изученным. В работе выделены критерии оценки течения и степени тяжести адаптации к условиям детского сада.