Юлия Кудрявцева
Развитие психических процессов у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Публикация «Развитие психических процессов у детей 4–5 лет» размещена в разделах
Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т. п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.
Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4—5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.
Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.
Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).
Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления.
Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.
Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.
Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку па заданную тему.
Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативно.
Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4—5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»).
На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24—25 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.
Игры для развития психических процессов дошкольника
Занятия для развития мышления, внимания, памяти, моторики, описанные в этой статье, ориентированы на детей 3-6 лет, но некоторые простые задания можно предлагать уже двухлетнему малышу. Можно и нужно, взяв предложенные игры за основу, придумывать вместе с ребёнком что-то своё, используя самые неожиданные материалы и ситуации.
I. Развитие памяти и внимания.
1. На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять … - количество наращивать постепенно). Ребенок проговаривает их названия. Потом он закрывает глаза, а взрослый убирает 1 игрушку (потом можно убирать 2-3). Открыв глаза, ребенок определяет, чего не стало.
2. На том же материале меняется задание. Взрослый добавляет 1 (потом 2-3 игрушки). Ребенок должен угадать, что добавилось.
3. Поставить несколько игрушек и предложить ребенку запомнить, в каком порядке они стоят. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушки. Предложить ребенку выставить их в правильном порядке.
4. Подобрать знакомые картинки из одной тематической группы (одежда или мебель, фрукты, овощи, другое). Быстро показать ребенку 2-3 картинки из общей стопки. Затем разложить все картинки перед ребенком. Он должен назвать или показать те, которые уже видел.
5. Взрослый называет 2 (3-4) слова, а ребенок среди картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам.
6. Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом 3, 4, 5. Например: стол, стул; стол, стул, диван; стол, стул, диван, шкаф.
7. Увеличить количество слов для запоминания, дать их по разным темам: самолет, машина, кошка, собака, рука, шкаф.
8. Показать ребенку сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше предметов.
9. Взрослый называет несколько словосочетаний, а ребенок запоминает и воспроизводит. Например: белая тарелка, голубая сумка, зеленая трава.
10. Ребенок должен запомнить и выполнить ряд бытовых действий: положи ложку на стол, налей воду в чашку, посади куклу на кресло.
11. Предложить ребенку карточку с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенок должен зачеркнуть все кружки или все квадраты и т. д.
12. По просьбе взрослого ребенок рисует три домика: маленький, средний и большой. Затем на другом листке бумаги он должен нарисовать домики в обратной последовательности.
13. Показать ребенку рисунки, а он должен догадаться, что забыл нарисовать художник (у куклы – ногу, у белки – хвост, у собаки – ухо и т. д.)
Взрослый выкладывает из счетных палочек или спичек фигуры (сначала простые, затем сложные). Ребенок должен сложить такую же фигуру сначала по образцу, а затем по памяти.
II. Развитие мышления.
1. На столе разложены картинки, относящиеся к разным темам: одежда, мебель, фрукты, игрушки …
Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, надеваем и т. д.
2. Выложить ряд картинок, в котором 3-4 картинки относятся к одной теме, а одна – лишняя. Например: лук, картошка, капуста, машина. Ребенок должен выбрать и отложить лишнюю картинку, а также объяснить, почему она лишняя.
3. Предыдущее задание усложняется: даются картинки из близких групп. Например: шапка, платье, кофта, шуба; медведь, волк, лиса, кошка.
4. Работа с разрезанными картинками. Сначала дается картинка, разрезанная на 2, 3 (потом больше частей).
5. Для складывания предлагается разрезанная двухсторонняя картинка (на одной стороне - кошка, на другой – собака; корова – лошадь; утка - курица).
6. Показать первую часть из разрезанной картинки и предложить отгадать весь предмет (резать на 2-4 части).
III. Развитие моторной деятельности
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики рук. Это проявляется в виде плохой координации движений, недостаточной ловкости.
Развитие общей моторики.
1. Ходить по прямой, по кругу под заданный ритм.
2. Стоять попеременно то на правой, то на левой ноге.
3. Подпрыгивать на двух ногах, затем попеременно на одной ноге.
4. Приседать и вставать под счет.
5. Ловить мяч сначала двумя руками, затем попеременно одной рукой.
6. Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).
a. Перебрасывать мяч с одной руки на другую.
Развитие мелкой моторики рук.
1. Застегивать и расстегивать пуговицы (сначала большие, потом мелкие).
2. Используя ленты, шнурки научить ребенка завязывать и развязывать бант, узел.
3. Научить ребенка сжимать и разжимать кулаки.
4. Научить делать руками кольца из большого и остальных пальцев одновременно.
5. Делать движения «ладонь» - «кулак» несколько раз подряд.
6. Собирать с ребенком пирамидки, матрешки.
7. Выкладывать из кубиков дорожку, заборчик, скамеечку, столик, ворота.
8. Катать карандаш между ладонями.
9. Вращать карандаш большим и указательным пальцем.
10. Играть с мозаикой и паззлами.
11. Работать с раскрасками, рисовать.
12. Лепить из глины, теста, пластилина.
13. Нанизывать бусинки, пуговицы на нитку.
14. Сделать гороховый бассейн. В коробку из-под обуви насыпать горох и фасоль. На дно положить несколько мелких игрушек. Ребенок ищет эти игрушки, «купая руки в бассейне».
15. Раскладывать перемешанные горох и фасоль на 2 коробки.
16. Ежедневный массаж кистей рук, включая каждый палец.
17. Пальчиковая гимнастика.
Внимание! Игры с мелкими предметами проводить только под наблюдением взрослых!
IV. Развитие знаний о форме, цвете.
1. Положить шарики или кубики разного цвета. Ребенок должен отобрать предметы заданного цвета.
2. Показать несколько кукол с бантиками разного цвета. Подобрать каждой кукле одежду такого цвета, какой у нее бантик.
3. Среди шариков одного цвета найти большой, средний, маленький.
4. Среди шариков и кубиков разного цвета и величины найти заданный (большой синий кубик, маленький зеленый шарик).
5. На картинке нарисованы 2 бабочки: одна с раскрашенным левым крылышком, вторая – совсем не раскрашенная. Надо определить различие, а затем сделать бабочек одинаковыми.
6. на картинке – яблоня с плодами желтого и зеленого цвета. На траве – контуры не раскрашенных яблок. Раскрась их в желтый и зеленый цвет. Определить, каких яблок больше: желтых или зеленых?
Хорошо играть с ребёнком, уделяя этому специальное время, но также многие задания можно предложить во время домашних дел, на прогулке или сидя в очереди. Используйте естественный познавательный интерес малыша для развития его психики.
Особенности развивающих игр (4-5 лет) : основные ошибки в ведении игры с ребенком Развивающая игра (4-5 лет) в настоящее время ложно трактуется многими педагогами и воспитателями, полагающими, что основной задачей такой игры является получение нового опыта ребенком. В таком случае игра полностью сводится к обыгрыванию учебного материала с преобладанием активности взрослого. Еще одним заблуждением в трактовке развивающих игр 4-5 лет является непонимание сущности игрового процесса и его значения в становлении личности и развития ребенка. Во многих дошкольных учебных заведениях весь процесс развивающей игры 4-5 лет сводится к манипуляциям с дидактическим материалом. На самом же деле, развивающие игры 4-5 лет – это специфический вид деятельности для ребенка, преисполненный смыслом и логикой, имеющий свои мотивы и способы действий. Основными составляющими развивающих игр 4-5 лет являются: Игровой замысел – сама цель игры, которую воспитатель либо родитель помогает ребенку сформулировать. Также игровым замыслом является моделируемая ситуация, в которую вводится ребенок. Игровая ситуация должна моделироваться исходя из интересов возрастной группы, которой предлагается игра; Игровые действия – средство реализации игрового замысла. Любое действие, к которому побуждается ребенок во время игры, будь то реальное действие либо умозаключение, является частью игровой цели; Игровой материал – дидактический материал, игрушки, предметы окружающего мира, являющиеся средством реализации игрового замысла. Игровой материал имеет важнейшее значение для побуждения ребенка к действию; Правила – ограничения, условия и подсказки развития игрового процесса, моделирования ситуации, являющиеся средством регуляции игрового процесса. Цель игры всегда имеет два аспекта: Воспитательный – обучение новым способам сотрудничества, взаимодействия, общения и отношения к другим людям; Образовательный – освоение новых способов обращения с предметами, аспектов их применения, познание их новых характеристик и качеств в процессе игры. Игровой процесс значительно лучше позволяет усваивать детям дошкольного возраста новые знания и умения, нежели в процессе учебных занятий. Игра в понятной форме объясняет ребенку, зачем ему получать новые знания, то есть игра меняет мотивацию. Так, во время обучающего занятия ребенок выполняет задачу, поставленную взрослым, в то время как во время развивающей игры 4-5 лет ребенок самостоятельно принимает решения, выстраивает новую модель поведения, постигает новые виды взаимодействия, диктуемые игровым процессом. Любая развивающая игра должна подаваться ребенку не как передача конкретных знаний, навыков, умений, а в качестве вспомогательного средства в развитии его определенных психических процессов и способностей. Предлагая развивающую игру 4-5 лет, ребенку необходимо четко объяснить все звенья цепи: цель, действия, правила. Также необходимо понять, принял ли ребенок условия игры, понятны и доступны ли они ему. Основной ошибкой в ведении развивающей игры с ребенком является выпадение одного из логических звеньев. Если родитель либо воспитатель не сможет объяснить смысла игры и мотивировать ее цель, то такая игра не будет нести для ребенка образовательной и воспитательной ценности.
I. Развитие памяти и внимания
1. На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять… — количество наращивать постепенно). Ребенок проговаривает их названия. Потом он закрывает глаза, а взрослый убирает одну игрушку (потом можно убирать 2-3). Открыв глаза, ребенок определяет, чего не стало.
2. На том же материале меняется задание. Взрослый добавляет одну, потом 2-3 игрушки. Ребенок должен угадать, что добавилось.
3. Поставить несколько игрушек и предложить ребенку запомнить, в каком порядке они стоят. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушки. Предложить ребенку выставить их в правильном порядке.
4. Подобрать знакомые картинки из одной тематической группы (одежда или мебель, фрукты, овощи и т. д.). Быстро показать ребенку 2-3 картинки из общей стопки. Затем разложить все картинки перед ребенком. Он должен назвать или показать те, которые уже видел.
5. Взрослый называет 2 (3-4) слова, а ребенок среди картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам.
6. Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом 3, 4, 5. Например: стол, стул; стол, стул, диван; стол, стул, диван, шкаф (к 6-7 годам называть до 10 слов).
7. Показать ребенку сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше предметов.
8. Предложить ребенку карточку с нарисованными геометрическими фигурами. Он должен зачеркнуть все кружки или все квадраты и т. д.
9. По просьбе взрослого ребенок рисует три домика: маленький, средний и большой. Затем на другом листке бумаги он должен нарисовать домики в обратной последовательности.
10. Показать ребенку рисунки, а он должен догадаться, что забыл нарисовать художник (у куклы — ногу, у белки — хвост, у собаки — ухо и т. д.)
11. Взрослый выкладывает из счетных палочек или спичек фигуры (сначала простые, затем сложные). Ребенок должен сложить такую же фигуру сначала по образцу, а затем по памяти.
II. Развитие мышления
1. На столе разложены картинки, относящиеся к разным темам: одежда, мебель, фрукты, игрушки… Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, надеваем и т. д.
2. Выложить ряд картинок, в котором 3-4 картинки относятся к одной теме, а одна — лишняя. Например: лук, картошка, капуста, машина. Ребенок должен выбрать и отложить лишнюю картинку, а также объяснить, почему она лишняя.
3. Предыдущее задание усложняется: даются картинки из близких групп. Например: шапка, платье, кофта, шуба; медведь, волк, лиса, кошка.
4. Работа с разрезанными картинками. Сначала дается картинка, разрезанная на 2-3, потом больше частей.
5. Для складывания предлагается разрезанная двухсторонняя картинка (на одной стороне — кошка, на другой — собака; корова — лошадь; утка — курица).
6. Показать первую часть из разрезанной картинки и предложить отгадать весь предмет (разрезать на 2-4 части).
III. Развитие моторной деятельности
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики рук. Это проявляется в виде плохой координации движений, недостаточной ловкости.
Развитие общей моторики
1. Ходить по прямой, по кругу под заданный ритм.
2. Стоять попеременно то на правой, то на левой ноге.
3. Подпрыгивать на двух ногах, затем попеременно на одной ноге.
4. Приседать и вставать под счет.
5. Ловить мяч сначала двумя руками, затем попеременно одной рукой.
6. Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).
7. Перебрасывать мяч с одной руки на другую.
Развитие мелкой моторики рук
1. Застегивать и расстегивать пуговицы (сначала большие, потом мелкие).
2. Используя ленты, шнурки, научить ребенка завязывать и развязывать бант, узел.
3. Научить ребенка сжимать и разжимать кулаки.
4. Научить делать руками кольца из большого и остальных пальцев одновременно.
5. Делать движения «ладонь» — «кулак» несколько раз подряд.
6. Собирать с ребенком пирамидки, матрешки.
7. Катать карандаш между ладонями.
8. Вращать карандаш большим и указательным пальцем.
9. Играть с мозаикой и пазлами.
10. Работать с книжками-раскрасками, рисовать.
11. Лепить из глины, теста, пластилина.
12. Нанизывать бусинки, пуговицы на нитку.
13. Сделать гороховый бассейн. В коробку из-под обуви насыпать горох и фасоль. На дно положить несколько мелких игрушек. Ребенок ищет эти игрушки, «купая руки в бассейне».
14. Раскладывать перемешанные горох и фасоль на две коробки.
15. Пальчиковая гимнастика.
16. Ежедневный массаж кистей рук, включая каждый палец.
Внимание! Игры с мелкими предметами проводить только под наблюдением взрослых!
IV. Развитие знаний о форме, цвете
1. Положить шарики или кубики разного цвета. Ребенок должен отобрать предметы заданного цвета.
2. Среди шариков одного цвета найти большой, средний, маленький.
3. Среди шариков и кубиков разного цвета и величины найти заданный (большой синий кубик, маленький зеленый шарик).
4. На картинке нарисованы две бабочки: одна с раскрашенным левым крылышком, вторая — совсем нераскрашенная. Надо определить различие, а затем сделать бабочек одинаковыми.
5. На картинке — яблоня с плодами желтого и зеленого цветов. На траве — контуры нераскрашенных яблок. Раскрась их в желтый и зеленый цвета. Определить, каких яблок больше: желтых или зеленых.