Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Игры на развитие произвольного поведения у детей 3–4 лет»

Майя Павлова
Консультация для воспитателей «Игры на развитие произвольного поведения у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Публикация «Консультация для воспитателей „Игры на развитие произвольного поведения у детей 3–4 лет“» размещена в разделах

Советский психолог Л. С. Выготский считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания. Известно, что ведущая деятельность детей среднего дошкольного возраста – игра, является уникальным средство развития, способствует возникновению условий в которых, дети охотно делают то, что для них полезно.

В каждой даже самой простой игре есть правила, ограничи-вающие спонтанную, импульсивную активность малыша, ситуативность его поведения.

Действуя, от простых, к более сложным правилам, ребенок ведет себя произвольно и осознанно, произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле и постепенно малыш привыкает следить за своим поведением, управлять им.

Игры, способствующие развитию произвольного поведения, содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение правил, обычно они имеют подвижный характер и необходимость выполнения правил. Наглядность правил, их простота (например, бежать по сигналу, не переступать нарисованную на земле черту и т. д.) дают возможность ребенку контролировать их выполнение.

Игры имеют сюжетно-образный характер, где движения служат средством выполнения игровой роли. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.

Игра «Лохматый пес».

Игровая ситуация сюжетного характера, в ней создается образ персонажа, которого нужно опасаться.

Цель игры — воспитание у детей выдержки, способности преодолевать робость и соблюдать элементарные правила, управлять своим поведением.

Задача ребенка - идти навстречу опасности, а не убегать от нее до определенного сигнала.

Начертите на земле круг - дом для лохматого пса. На расстоянии 2—3 шагов от него проведите черту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15—20 шагов можно провести вторую черту — дом, где дети будут спасаться от лохматого пса. Один из них будет лохматым псом: он идет в свой дом и ждет. Участники игры подходят к черте, обозначающей их дом, выстраиваются в шеренгу. Сначала взрослый ведет шеренгу детей, задавая направление и темп движения. Он произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют дети:

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он сидит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: что-то будет?

Под этот текст дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте рядом с домом пса. На последние две строчки они протягивают руки и дотрагиваются до него. Пес в это время не должен шевелиться: сидя с закрытыми глазами, он позволяет погладить себя. Вдруг, неожиданно для детей, он открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них, а когда все убегут за черту, возвращается в свой дом. Каждый ребенок, выбранный на эту роль, выполняет ее не более двух раз, после чего выбирается новый пес.

Несмотря на развлекательный и, казалось бы, примитивный характер этой игры, она содержит определенные правила, которые не так-то легко выполнить трехлетним малышам:

1) не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не будет произнесен полностью текст;

2) пес не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока до него не дотронутся;

3) бежать в свой дом и спасаться можно только тогда, когда пес залает.

Выполнение этих правил приучает детей к выдержке и развивает произвольное внимание.

Игра «Воробушки и автомобили»

Игровая ситуация предусматривает чередование двух групп игровых действий — активные движения и их торможение (ожидание, что требует от детей определенных усилий.

Цель— учить детей управлять своим поведением.

Задача ребенка вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью.

Перед началом игры желательно обратить внимание детей на то, как летают воробушки, как они прыгают и чирикают, как разлетаются в разные стороны, когда проезжают или приближаются машины. Затем можно предложить им поиграть.

Начертите на земле площадку, где будут летать и прыгать воробушки (пространство должно быть достаточно большим). По краям площадки нарисуйте домики для воробушков (круги, квадраты и т. д.). Сюда они полетят, когда поедет автомобиль. Объясните детям, что в своих домиках воробушки не боятся машин, а как только автомобиль проедет, можно опять прыгать и летать

Сначала роль автомобиля возьмите на себя, покажите, как он едет и гудит. Проделав соответствующие движения, дайте команду: «Летите, воробушки!» Игра начинается. Дети выбегают на середину площадки, изображая, как летают и прыгают воробушки. Вдруг раздается гудок: это автомобиль выезжает на площадку. Воробушки прячутся в своих домиках. Автомобиль два раза проезжает из конца в конец по площадке, возвращается на стоянку и дает сигнал: «Летите, воробушки!» Так повторяется несколько раз.

Затем можно выбрать несколько детей, которые будут изображать автомобили. Теперь следует подавать сигнал и автомобилям и воробушкам (например, гудок может быть сигналом для автомобилей, а чириканье для воробушков). При повторении игры предложите детям поменяться ролями.

Эта простая, увлекательная игра содержит трудный момент — торможение импульсивной двигательной активности. В отличие от предыдущей игры, дети не держатся за руки, действуют одновременно и самостоятельно. Это требует умения управлять и контролировать своё поведением.

Выше описанные игры для детей 3—4 лет, направленные на формирование произвольного поведения, разработаны 3. М. Богуславской.

Публикации по теме:

Игры с правилами как способ формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста компенсирующих групп Проанализировав уровень сформированности регуляторных способностей, как одно из условий социальной готовности детей к школе. Было выявлено:.

Консультация для воспитателей «Методы развития произвольного внимания детей-логопатов» Слабое развитие произвольного внимания — одна из основных причин трудностей детей-логопатов в познавательном развитии и коррекции звукопроизношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игры на развитие произвольного поведения у детей 3–4 лет»
Опубликовано: 31 мая 2015 в 18:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Игры на развитие произвольного поведения у детей 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Майя Павлова (УИ 290194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД