марина бокова
Занятие по развитию произносительной стороны речи «Звук [Ш]».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие произносительной стороны речи. Звук «Ш».
Цель: уточнить произношение звука Ш; изолированно, в слогах, словах. Развивать слуховое внимание, артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематическое восприятие (умение выделять заданный звук в слове, находить место звука в слове).
Оборудование : логопедические картинки с котом Мурзиком, индивидуальные зеркала, схематическое изображение звука Ш, мяч.
Публикация «Занятие по развитию произносительной стороны речи „Звук [Ш]“,» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Методические приемы:
беседа, артикуляционная, дыхательная гимнастика, вопросы, чтение стихотворений, показ картинок,использование ИКТ «Назови картинки со звуком ш», «Кто что делает?».
Ход занятия:
Дети садятся полукругом.
-Ребята, давайте вспомним органы речи. Дети по очереди называют (губы, язык, зубы, небо, горло).
-Но, для того чтобы мы говорили хорошо – нужен сильный, быстрый язычок. Для этого мы сделаем зарядку для язычка.
Возьмем индивидуальные зеркала и будем правильно делать упражнения вместе с котиком Мурзиком.
Проводятся артикуляционные упражнения с показом соответствующей картинки и чтением стихотворения.
1. Котик Мурзик утром встал, чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело
Пополощем ротик как чистюля котик.
Дети потягиваются.
В улыбке открыть рот и напряженным языком почистить за верхними и нижними резцами по 5-6 раз. Имитация полоскания рта.
2. Котик нам напек блины
со сметаною они.
Улыбнуться,открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет до 5.
3. Как сметану любит котик!
Оближи скорее ротик.
Улыбнуться, открыть рот, облизнуть языком сначала верхнюю затем нижнюю губу.
4. А теперь чаек попьем
чай мы в чашечку нальем.
Улыбнуться,потянуть язык к носу, загибая бока языка в форме чашечки.
-Котик довольный. А если котик рассердиться он будет шипеть и выпускать коготки. Давайте поиграем.
Упражнение на произношение звука сопряженное с движением рук.
(Котик довольный- пальцы рук сжаты в кулачки, улыбаемся. Котик сердится- пальцы резко выбрасываются с одновременным произнесением звука Ш.)
Педагог предлагает детям вспомнить, кто может еще издавать такой звук? На мониторе по очереди появляются картинки.
Педагог задает вопросы.
-Змея что делает?- шипит
-Мышонок- шуршит
-Камыши- шумят
-Листья- шелестят
Совместно с детьми педагог уточняет положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука Ш, с опорой на схематическое изображение.
Вопросы детям. (Куда упирается язык? В каком положении находятся губки? Как расположены зубки? Какой воздух ощущаете на ладони)
Дети произносят звук по очереди, затем все вместе.
Проводится игра с мячом на закрепление произношения звука в слогах, словах : «Запомни – повтори».
Ша - шо- шу ; шка-шко-шку ; аша-ошо-ушу ; ашт-ошт-ушт
Шапка-мышь-вышка бабушка-шум-шишка …
Педагог предлагает детям выбрать среди других картинки в названии которых есть звук Ш и определить его место в слове.
ИКТ «Что для чего?
Дети подбирают картинки: елка-шишка, кошка мышка, шкаф-шуба, клюшка-шайба.
Речевая игра «Эхо». Дети за педагогом повторяют окончание последнего слова.
Мама моет малыша –ша-ша-ша
Шубу новую ношу-шу-шу-шу
На болоте камыши ши-ши-ши
Говорим мы хорошо –шо-ош-шо
Ребята вы действительно старались хорошо произносить звук Ш.
А теперь назовите вид транспорта в котором есть звук ш (машина).
Педагог предлагает детям накачать шины у машины. Проводится дыхательное упражнение (вдох-пауза-длительный выдох с произнесением звука ш-ш-ш).В заключении дети имитируют езду на машине с произнесением звука Ш.