Екатерина Обрезчикова
Развитие представлений о профессиях взрослых у старших дошкольников посредством проекта «Кондитерская «Лакомка»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ВЗРОСЛЫХ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «КОНДИТЕРСКАЯ «ЛАКОМКА»
Обрезчикова Екатерина Валерьевна МКДОУ «Центр развития ребенка» детский сад № 96 г. Кирова.
Процесс ознакомления ребенка с миром профессий является актуальной проблемой современности. Проблема самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути становления личности – от этого зависит будущее ребенка, то, кем он станет. Истоки зарождения профессионального самоопределения лежат в дошкольном детстве, и его становление происходит на протяжении всей жизни. Еще в дошкольном возрасте у ребенка проявляется склонность к какому-либо занятию, и, эта склонность, в будущем, может перейти в профессиональную деятельность. Поэтому важно с дошкольного возраста знакомить детей с широкими возможностями профессионального мира взрослых, чтобы они имели представления об основных профессиях, особенностях профессиональных действий и качествах взрослых.
Публикация «Развитие представлений о профессиях взрослых у старших дошкольников посредством проекта „Кондитерская „Лакомка“» размещена в разделах
- Кондитер. Знакомство с профессией
- Повар, кондитер. Знакомство с профессией
- Повар, кондитер. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если будет осуществляться через организацию проектной деятельности с родителями. Использование проектного метода является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников: педагогов, детей и родителей. Вопрос формирования представлений дошкольников о профессиях с помощью проектной деятельности изучали Е. Н. Белова, Н. Е Веракса, Е. С. Евдокимова, Л. С. Киселева, М. Б. Чурилова.
Тем не менее, несмотря на существующие исследования, представленные в научной педагогической литературе, проблема формирования представлений дошкольников о профессиях с помощью проектной деятельности остается недостаточно разработанной. Исходя из этого, была поставлена цель исследования: изучение возможностей развития представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности.
Проект «Кондитерская лакомка» был реализован в старшей группе «Карамелька» МКДОУ «Центр развития ребенка» детский сад № 96 г. Кирова.
На подготовительном этапе Свою работу мы начали с выявления уровня развития представлений о профессии пекарь-кондитер у детей старшего дошкольного возраста. В диагностике принимало участие 20 детей. На момент проведения констатирующего этапа эксперимента всем детям исполнилось 5 лет.
Проанализировав предметно-развивающую среду группы мы пришли к выводу, что в старшей группе «Карамелька» есть уголок сюжетно-ролевой игры, в котором есть игрушечные кухня и посуда, есть костюмы разных профессий, но стоит отметить, что костюма пекаря-кондитера нет, но есть костюм повара, который так же можно использовать. В уголке познавательного развития представлена детская литература, знакомящая детей с миром профессий. Так же есть в группе дидактические и настольные игры, представляющие профессии людей.
В учебном плане воспитателей старшей группы уделяется внимание развитию представлений о профессиях у детей. Развитие представлений о современных профессиях у дошкольников осуществляется в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни, но профессии кондитер не посвящено ни одного мероприятия. Количество занятий по познавательному развитию относительно невелико: одно занятие в неделю. Длится занятие до 25 минут. Таким образом, можно сделать вывод, что в группе необходимо пополнить развивающую предметно-пространственную среду, материалами по профессии пекарь-кондитер, а также отметим, что в группе недостаточно уделяется внимания данной профессии.
Диагностика уровня представлений о профессии пекарь-кондитер у детей старшей группы проводилась по трем модифицированным методикам: Л. В. Куцаковой, Л. А. Новик: «Мир профессий», Дидактическая игра «Логические связи», «Выбери лишнее».
По результатам диагностики мы пришли к выводу, что в основном у детей данной группы преобладает средний уровень представлений о профессии пекарь-кондитер, дети имеют больше знаний о профессиях ближнего окружения. Дети могут описать профессиональный труд таких профессий, как врач, учитель, водитель, продавец, но затрудняются в вопросах с менее распространенными профессиями, а именно с профессией пекарь-кондитер. Расширение представлений детей о своеобразии профессии пекарь-кондитер и особенностях труда данной профессии поможет способствовать у детей развитию интереса к миру профессий и дальнейшему выбору собственных предпочтений в профессиональной сфере.
Так же на подготовительном этапе была оформлена предметно-развивающая среда группы : оформили уголок для детей с играми о профессии пекарь кондитер, оформили уголок с иллюстрациями, относящимися к профессии пекарь-кондитер, в уголке сюжетно-ролевой игры организовали кондитерский уголок, в который внесли инструменты кондитера, печку, муляжи кондитерских изделий и оформили рекомендации для родителей.
На основном этапе были проведены такие мероприятия, как
Беседы: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Что мы знаем о профессии кондитер».
НОД: «Знакомство с профессией повар-кондитер», развитие речи Рассказ детей из личного опыта «Что печет моя бабушка, моя мама», Конструирование из строительного материала «Торт», Лепка из солёного теста «Пирожные и пряники для сюжетно-ролевых игр»
Свободная деятельность: Раскрашивание раскрасок «Раскрась пирожное на свой вкус», Рассматривание иллюстраций с изображением кондитерских изделий.
Совместная деятельность педагога и детей: Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Все работы хороши», просмотр мультфильма «Сладкая сказка», Просмотр презентации «Профессия кондитер», Утренняя гимнастика Мы – ребята-поварята, Чтение стихов о кондитерских
Совместная деятельность педагога детей и родителей: Мастер класс по росписи пряников, Поход на мастер класс в кафе «Калейдоскоп», «Изготовление рецепта для пирожных», Совместное изготовление с родителями кондитерских изделий
Игровая деятельность: С/р игра «Булочная», игра на развитие воображения «Выпекаем торт для мамы», дидактическая игра «Чем пользуется кондитер», дидактическая игра «Четвертый лишний» (Разные инструменты, а среди них инструменты кондитера, С/р игра «Кондитерская»
Исследовательская деятельность «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб», «Чудесная мука».
Завершающим и итоговым мероприятием в ходе проекта был проведен мастер-класс для детей и родителей «Сладкая выпечка». В ходе данного мастер-класса вначале мы с детьми провели беседу о том, что мама самый близкий и дорогой человек ей всегда надо помогать. Затем мама Златы Б. Елена Андреевна учила детей и их родителей совместно печь печенье.
Воспитателю очень важно уметь работать с родителями, повышать их педагогическую компетентность, поэтому нами был подготовлена памятка на тему «Как знакомить детей с профессиями». Вначале памятки разместили информацию о важности расширения знаний детей о разных профессиях, а затем предложили методы и приемы, которые родители могут использовать, чтобы познакомить детей с разными профессиями и закрепить их знания.
На заключительном этапе мы сделали обложку для нашей кулинарной книги, в которую вклеены фото изделий и их рецепты. Презентовали свою книгу детям из других групп.
На заключительном этапе была проведена повторная диагностика представлений детей о профессии пекарь-кондитер у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе реализации мероприятий по проекту дети познакомились с профессией пекарь кондитер, узнали какие инструменты необходимы ему для работы, какой продукт его деятельности, побывали в роли пекаря-кондитера, приготовили печенье, попробовали раскрасить пряники, а так же приготовили пирожные. В процессе реализации основного этапа мы уделяли особенное внимание детям со средним и низким уровнем представлений о профессии пекарь-кондитер, привлекали их к ответам на вопросы о данной профессии, подводили к тому, чтобы дети самостоятельно делали выводы о важности данной профессии. Дети с высоким уровнем представлений о профессии так же были активными участниками процесса, они помогали другим детям, были примером для них.
Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что после реализации проекта «Кондитерская-лакомка». Произошли изменения в представлениях детей о профессии пекарь-кондитер. Увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний на 50% (был 20% - стал 70%); со средним уровне количество детей уменьшилось на 20% (был 50% - стал 30%). Большинство детей стали проявлять интерес к профессиям людей, стали больше играть в сюжетно-ролевые игры, а также рассматривать книги с иллюстрациями людей разных профессий. Так же мы отметили, что дети стали сами самостоятельно изготавливать кондитерские изделия из различных материалов, рассказывать, как они дома с мамами готовят разные сладости.
Подводя итоги выполненной работы, отметим, для того, чтобы формировать представления о профессиях взрослых у дошкольников посредством проектной деятельности воспитателю необходимо:
1. Четко понимать какие знания о профессиях детям необходимо дать. Для этого мы опираемся на стандарт дошкольного образования и программу, по которой работает детский сад, результаты исследования детей.
2. Заинтересовать детей в происходящем действии, выбрать методы работы интересные детям;
3. Проводить с детьми обсуждение профессий, их важность.
4. В группе должна быть создана соответствующая предметно-развивающая среда.