Елена Дойникова
Развитие представлений о геометрических фигурах, формах и величине у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация
«Развитие представлений о геометрических фигурах, формах, величине у дошкольников»
[/b]
2 слайд
Публикация «Развитие представлений о геометрических фигурах, формах и величине у дошкольников» размещена в разделах
* Освоение детьми основного образовательного содержания курса «Геометрические фигуры и тела» осуществляется в повседневной жизни, путем естественного для дошкольника вида деятельности – в игре. Знакомство с величиной, формой, геометрическими фигурами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста.
3 слайд
* Формирование геометрических представлений у детей первой младшей группы.
В процессе игр и активной деятельности с предметами воспитатель развивает у детей представления об их величине и форме:
- формирует опыт различения предметов разных размеров (большой – маленький мяч)
- активно использует игрушки, имеющие ярко выраженную форму (например, кубики, кирпичики, шары)
- побуждает различать их (такой – не такой)
4 слайд
* Формирование геометрических представлений у детей второй младшей группы
Во второй младшей группе детей знакомят:
- как можно сравнивать два предмета, резко отличающихся по длине, ширине, высоте, величине в целом способом приложения и наложения,
- с кругом, квадратом и треугольником, учат различать их, обследуя контур не только зрительным, но и осязательно – двигательным путем.
(Воспитатель неоднократно обводит контур фигуры указательным пальцем, привлекая детей к совместному действию).
5 слайд
* Формирование геометрических представлений у детей средней группы.
Воспитатель помогает детям овладеть умением находить в предмете длину и ширину одновременно, учит сопоставлять их (Например, две ленты разной длины, разного цвета, одинаковой ширины)
- Ознакомление с прямоугольником проводится на основе сопоставления его с уже знакомыми фигурами (прямоугольник – квадрат, прямоугольник – треугольник и т. д.)
Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, пользуясь приемами изучения этих фигур с помощью тактильно- двигательного и зрительного анализаторов, включая такие действия: показ (демонстрация) геометрической фигуры, обследование с помощью конкретных практических (обводятся по контуру) действий; сравнение фигур, разных по цвету и размеру; сравнение геометрических фигур с предметами, схожими по форме (какие предметы похожи на круг – тарелка, на прямоугольник – дверь).
Ознакомление с шаром, кубом, цилиндром проводится постепенно в ходе игр со строительным материалом в образовательной и в совместной деятельности.
6 слайд
* Формирование геометрических представлений у детей старшей группы.
Методика формирования геометрических знаний принципиально не изменяется. Однако обследование становится более детальным и подробным. Широко используется методический прием - измерение условной меркой (сравнение величины двух предметов с помощью третьего)
Дошкольники учатся обследовать форму, выделять характерные особенности, находить сходство и отличие предметов, сравнивая их с геометрическими фигурами как эталонами.
Детей знакомят с новыми понятиями – четырехугольник, овал, сравнивая их с уже знакомыми фигурами.
7 слайд
* Формирование геометрических представлений у детей подготовительной группы.
На основе знаний о треугольнике и четырехугольнике вводится понятие многоугольник. У детей седьмого года жизни предусматривается углубление представлений и понятий о геометрических фигурах. Они выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, конструируют фигуры по словесному описанию, по чертежу, моделируют. В процессе такой деятельности обогащается «математическая» речь детей. Основной дидактический прием - обследование.
У старших дошкольников формируется способность:
- расчленять сложный узор на составляющие его элементы,
- составлять узор сложной формы из геометрических фигур одного-двух видов, различных по величине, размеру
- переносить добытые знания в незнакомую им ранее ситуацию, использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
8 слайд
* Важным условием успешной работы воспитателя является гибкость в выборе форм обучения элементарной математике, хорошо продуманная и интересная система игровых занятий.
Необходимо помнить, что в образовательной деятельности во всех возрастных группах обязательно должен использоваться деятельный подход (знание не дается в готовом виде, а постигается дошкольниками путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков)
9 слайд
* Как можно помочь детям легче усваивать материал о геометрических фигурах?
- На помощь приходят любимые детьми сказки, но не простые, а геометрические, где главные герои - геом. фигуры. Сказочные сюжеты помогают детям легче запомнить их названия.
- Большое внимание необходимо уделить дидактическим играм, игровым задачам.
В игре можно создать такие ситуации, в которых различение формы и восприятие предмета становятся важными для ребенка. Во время игры ребенок очень легко овладевает приемами исследования формы как глазами, так и руками, при этом он не только изучает, но и активно использует эти приемы.
10 слайд
* Игра – основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным. Дидактическая игра помогает познакомить с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно развивает память, мышление, речь, воображение. (игры и конструкторы, лото, домино, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, развивающие игры Воскобовича и т. д.)
11 слайд
* Очень полезно давать детям творческие задания: что – то придумать, догадаться, подобрать похожие ситуации, найти решения. Под руководством воспитателя дети активно ищут ответ на поставленный вопрос, рассуждают, анализируют, сравнивают, нередко ошибаются, но при поддержке педагога находят нужное решение. При этом воспитатель дает возможность каждому ребенку почувствовать себя полноправным членом детского творческого коллектива
12 слайд
* Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала является связь с продуктивной деятельностью (рисованием, лепкой, ручным трудом).
В процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) дети моделируют геометрические фигуры и тела, познают их свойства. Здесь главную роль играют осязание, зрительное восприятие, ощущения при движении рук (работа с ножницами). Создавая поделку или детали к ней, составляя узоры или украшения, дети сталкиваются с большим разнообразием форм.
13 слайд
* Работу по развитию представлений о фигурах, формах и величине можно проводить не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах (например, а также во время прогулок на участке детского сада (например,
14 слайд
* Работа с геометрическим материалом тесно увязывается с другими разделами программы. Геометрические фигуры и их элементы используются:
- для счета,
- проведения измерительных операций,
- в качестве наглядной основы при формировании представлений о величине и её долях,
- решении различного рода практических задач.
Работа с геометрическим материалом имеет большое значение для развития как наглядно – образного, так и абстрактного мышления.