Селминат Абдуллаева
Консультация для воспитателей «Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Первоначальные представления о величинах (длине, количестве, массе и др.) ребенок получает уже в первые месяцы после своего рождения. Он берет разные по размеру и массе игрушки, ощупывает их постепенно; на основании информации, считываемой тактильными и зрительными рецепторами, начинает отличать одну игрушку от другой. Первый сенсорный опыт требует в дальнейшем расширения, уточнения, обобщения и систематизации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В средней группе количество сравниваемых предметов увеличивается, а контрастность размеров уменьшается. По мере изучения чисел 3, 4, 5 для сравнения берется сначала три предмета, потом четыре и, наконец пять предметов. Предлагаемые задания по сериации с учетом одного параметра протяженности требуют использования грамматических конструкций : самая длинная, короче, еще короче, самая короткая и наооборот.
Сначала дети определяют величину двух разных по цвету полосок: "Желтая полоска длинная, синяя полоска короткая". Затем воспитатель показывает красную полоску, которая короче желтой, но длиннее синей. Дети определяют ее длину по сравнению с другими полосками и ее место: "Между желтой и синей полосками". После этого, с помощью взрослого, они называют самую длинную полоску, короче и самую короткую.
Педагог напоминает, что при сравнении по длине края полосок слева должны находиться на одном уровне, например, на одном расстоянии от края стола. Важно показать детям относительность величины. Ведь один и тот же предмет может быть и большим и маленьким по сравнению с еще большим и еще меньшим предметом. Восприятие величины зависит от прежнего опыта человека. Так, если привычным для ребенка является мяч диаметром около 1 м (он занимается лечебной гимнастикой, то футбольный мяч будет для него маленьким, и наоборот, если ребенок все время играет с пластмассовыми шариками диаметром около 10 см, то футбольный мяч будет для него большим. Именно поэтому необходимо расширять представления о величине предметов, знакомить с ее относительным характером. Например, воспитатель демонстрирует однородные предметы : двух мишек - большого и маленького, а потом третьего мишку, который больше, чем уже имеющийся "большой" (или меньше, чем имеющийся "маленький"). Воспитатель обращает внимание детей на то, что "большой" мишка стал маленьким по сравнению с еще большим.
Постепенно знания о величине предметов расширяются. Дети учатся выполнять сравнение по протяженности, то есть выделять в одном предмете длину и ширину. Для ознакомления с новым материалом удобно использовать полоски. Сначала дети сравнивают их по длине, потом по ширине и проговаривают с помощью воспитателя результат : "Полоски одинаковые по длине, но разные по ширине". После сравнения полосок детям предлагается определить величину реальных предметов (вагонов игрушечного поезда, дорожек, альбомов для рисования, кукольных платьев и др.). В процессе такой работы дошкольники убеждаются, что в одном предмете можно выделить как длину, так и ширину, причем длина всегда больше, чем ширина. Можно продемонстрировать изменение положения предметов в пространстве, превратив длину в высоту.
При противопоставлении величин неоднородных предметов (например, карандаша и линейки, пальто и платья, поезда и автобуса) сначала делается прикидка на глаз, а после проверяется правильность сравнения приема приложения. Результаты сравнения проговариваются: "Пальто длиннее и шире, чем платье".
Изучение длины связанно с изучением других тем по математике. Дети не только пересчитывают сравниваемые объекты, но и определяют, что предметы, отличающиеся по размеру, могут быть одинаковыми по форме.
Практические задания по установлению величины предметов позволяют постепенно выработать умение узнавать знакомые предметы при изменении расстояния, ракурса, освещения.
Кроме сравнения с помощью приемов наложения и приложения, проводится работа по развитию глазомера.
Воспитатель ставит две куклы на противоположные края стола и предлагает определить, какая из них выше. Дети высказывают свое мнение. Затем определяют высоту кукол, поставив их рядом. Можно усложнить задание: поместить одну куклу на стол, а другую - на стул. Выслушав мнения детей, объяснить: высота предмета не зависит от его положения.
Работа по развитию глазомера продолжается в старшей и подготовительной к школе группах на занятиях по математике, физкультуре, изобразительной деятельности, развитию речи, а также во время прогулок.
В старшей группе сравнение предметов по длине, ширине и высоте проводится так же, как в средней группе. Задания усложняются постепенно: количество предметов для сравнения увеличивается, а контрастность между ними снижается, что усложняет определение величины. К концу года дети выполняют задания по сериации десяти предметов. Особое внимание воспитатель уделяет установлению детьми транзитивности отношений: "Елочка выше березки, но ниже сосны". Такую работу можно соотнести с установлением зависимостей между смежными числами.
Практические задания для закрепления знаний предполагают изменение протяженности предметов по длине, ширине, высоте.
Детей старшего дошкольного возраста начинают знакомить с понятием ширины. Существуют различные определения данной протяженности, что несколько осложняет обучение. Некоторые предметы, чаще плоские, сравнивают как "широкий - узкий", а объемные - как "толстый - тонкий", про людей говорят "толстые - худые". Детей необходимо познакомить с данной терминологией и научить правильно ее применять.
Для формирования новых представлений проводятся занятия, на которых дети учатся характеризовать предметы по толщине, выполнять задания по сериации предметов : от самого толстого до самого тонкого (книги, карандаши и др., от самого широкого до самого узкого (вазы, перчатки и др.).
Воспитатель предлагает определить ширину реальных предметов (дивана и кресла, стола воспитателя и стола ребенка, молодого дерева и старого и т. д., а также предметов, изображенных на какой-нибудь картинке. Просит подобрать предметы, равные по ширине, найти (подобрать) предметы заданной ширины (например, такую машину, которая может въехать в построенный гараж; широкую одежду для полного клоуна, а узкую для худого и др.).